Кузнецов, Н. А. Затонувшие в Арктике : аварии и катастрофы в полярных морях / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2015. - 31, [1] с. : цв. ил., фот., карты. - (Библиотека полярных исследований).

«Север». На следующий день на «Таймыре» продолжили щелочение второго котла и грузили уголь. Тихменев на «Севере» отправился вверх по Енисею, а «Таймыр» в пол­ день 26 сентября взял курс на Диксон, куда прибыл через два дня. Там от матросов, ходивших к полузатопленному судну на катере с полярной станции, стало известно, что корма «Вайгача» совсем погрузилась в воду и что водой покрыта и практически вся верхняя палуба. По приходе на Диксон экипаж «Таймыра» немедленно приступил к чистке котла, переборке механизмов, выгруз­ ке предназначенного для острова снабжения и погрузке части «сибирской» провизии на пароход. После заверше­ ния перегрузки потребовалось подтянуть большой лихтер по мелководью вплотную к берегу, чтобы его не унесло со льдом. Это удалось сделать с большим трудом. Вилькицкий писал в своем рапорте: «Команда работа­ ла без устали и отлично. Люди очень интересовались со­ стоянием льда в проливах и данными о времени прекра­ щения навигации. Угля оставалось на «Таймыре» дней на 10 ходу. В Югорском Шаре держался лед, о других проли­ вах сведений не было. С 27-го сентября начались морозы, доходившие до -6 ”. Время было небывало позднее, едва ли был случай, что­ бы какой-либо корабль, идя на запад, когда-либо рискнул остаться в этом море до октября. Воображение команды очень занимала экспедиция Брусилова, которая, войдя в Кар­ ское море 17 сен[тября] н. с., уже не могла пройти [дальше] и попала в погубивший ее полярный дрейф. «Таймыр» против этого срока задерживался уже третью неделю». 3 октября, закончив работы, «Таймыр» покинул Дик­ сон. 6 октября транспорт прошел пролив Югорский Шар и затем прибыл в Архангельск. Вилькицкий писал, что главной причиной аварии была неточность карт, ведь «Вайгач» и «Таймыр» выско­ чили на мель у Ефремова Камня, не дойдя по счислению до траверза этого мыса 5 миль. «При пройденном от Дик­ сона расстоянии в 20 миль нельзя такую ошибку припи­ сать неточности счисления, тем более, что и зюйдовый ве­ тер и могучее течение Енисея должны бы были повлиять на верность счисления в обратную сторону». Начальник экспедиции также отметил, что риф у Ефре­ мова Камня был неверно указан - как на изданной Главным 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz