Кузнецов, Н. А. Затонувшие в Арктике : аварии и катастрофы в полярных морях / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2015. - 31, [1] с. : цв. ил., фот., карты. - (Библиотека полярных исследований).

Постройка радиостанции и жилых домов на острове Диксон, 1915 г. идущий от мыса в том месте, где на карте обозначена глуби­ на 18,3 м. В настоящее время это место обозначено в лоции как скала Вайгач. В описании отмечено, что «измерение глубин, даже на малом ходу, не может своевременно преду­ предить о приближении к ней». Сразу же после аварии «Таймыру» просигналили «Дать задний ход», но по инер­ ции на камень выскочил и он. Откачав часть воды из носо­ вой балластной цистерны, «Таймыр» снялся с мели. «Вайгач» получил следующие повреждения: была за­ полнена водой 2-я балластная цистерна (58 т) и 1-й меж- дудонный отсек (40 т). Через некоторое время водой стал наполняться и 2-й междудонный отсек, находящийся под котлами. Около 17 часов последовала попытка сняться с мели с помощью «Таймыра», но якоря ползли в грунте, а «Вайгач» с места так и не сдвинулся. Еще до этого нача­ лась перегрузка угля на «Таймыр» (всего, согласно расче­ там, его требовалось облегчить на 70 т, но даж е при такой разгрузке, как писал Вилькицкий, не было уверенности в удаче). Усилившийся ветер бил корпус судна о камни. К утру из-за продолжающегося затопления междудонных отсеков пришлось погасить один котел. 9 сентября была предпринята еще одна неудачная по­ пытка сняться с помощью «Таймыра». К 16 часам пришлось погасить второй котел, причем кочегары работали уже по пояс в воде. После прекращения паров перестала рабо­ тать водоотливная система, и спасти «Вайгач» без посто­ ронней помощи стало невозможно, а «Таймыр» с этой за­ дачей не справлялся. Тогда начальник экспедиции принял решение об оставлении судна и эвакуации с него имущества на «Таймыр». 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz