Кузнецов, Н. А. Затонувшие в Арктике : аварии и катастрофы в полярных морях / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2015. - 31, [1] с. : цв. ил., фот., карты. - (Библиотека полярных исследований).

2 сентября. Провели в безуспешном стаскивании «Таймыра» с мели. 3 сентябри. В 3 ч. 40 м. стащили «Таймыр» с мели. 4 сентября. В 7 ч. утра снялись с якоря и в 9 ч. при­ шли к радиостанции Югорский Шар. Лед редеет, но крупные куски и твердые. «Таймыр» сорвало льдом с якоря, наш якорь выдержал напор льда, и мы отстоя­ лись до 5 ч. 30 м., не меняя места. Затем снялись в р. Енисей. Лед в море редкий, но очень крепкий. В 11 ч. вечера пришлось уменьшить ход до малого, т. к. льди ­ ны крепости стальной, а между тем их при наступающей темноте невозможно увидеть заблаговременно, чтобы из­ бежать встречи. Курс по выходе из Югорского Шара был примерно N0 60°. Перестали встречать лед милях в 50-60 от Югорского Шара. 5 сентября. Тихий SW. С 4 ч. утра льда нет. Пасмурно. Ямала не видно. По счислению идем вдоль его берегов. 6сентября. По обсервации оказались на траверзе остро­ ва Белого. Глубины 4-5 сажен. Взяли курс на N, чтобы уда­ литься на более глубокие места. 7 сентября. В 10 ч. дня пришли на Диксон. Море все время совершенно чисто ото льда». После прибытия на рейд Диксона с «Таймыра» сле­ довало выгрузить предназначенное для острова Диксон имущество, а затем произвести выгрузку в Усть-Енисейске. «Вайгачу» предстояло выгрузить радиостанции и запасы в Усть-Енисейске и Дудинке, а личному составу обоих судов помочь скорейшему оборудованию радиостанций и постройке радиомачт. Спомощью одного из транспортов планировалось провести разведку ледовой обстановки в северной части Карского моря. Также было необходимо тщательно вычистить котлы и развальцевать в них труб­ ки, перебрать механизмы. 8 сентября в 10:50 пароходы снялись с якоря. Вилькиц­ кий писал: «...имея в виду, что корабли являются гидро­ графическими, что в силу этого они должны пользоваться всяким случаем, чтобы пополнить промер и облегчить здесь плавание будущим мореходам, мною здесь, как и обычно, был выбран путь с таким расчетом, чтобы про­ ложить на карте новый галс глубин». В 13:50, не доходя 10° до траверза мыса Ефремов Ка­ мень, «Вайгач» выскочил на подводный риф, по-видимому, Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz