Кузнецов, Н. А. Затонувшие в Арктике : аварии и катастрофы в полярных морях / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2015. - 31, [1] с. : цв. ил., фот., карты. - (Библиотека полярных исследований).

по инициативе московского клуба «При­ ключение», возглавляемого Д. И. Шпаро, могила была отреставрирована, а прове­ денные археологические исследования позволили воссоздать внешний облик су­ пругов Прончищевых. Увековечена и память о дубель-шлюпке «Якутск». В 1980 г. на берегу Хатанги, вблизи места зимней стоянки «Якутска» был открыт памятный знак в виде 5-метро­ вого металлического красного конусооб­ разного буя с надписью: «Памяти первых гидрографов - открывателей полуострова Таймыр Харитона Лаптева, Семена Челюс­ кина и их 45 товарищей, зимовавших в 1739-1742 годах в 200 м отсюда к югу, поставлен этот знак Хатангской гидроба­ зой, к 50-летию Таймырского автономного округа 15 августа 1980 года». В 1992 г. на территории Объединенной гидрометеороло­ гической станции имени Е. К. Федорова (она расположена недалеко от мыса Челюскин - крайней самой северной точ­ ки Евразии, открытого в 1742 г. С. И. Челюскиным) появился монументальный памятник. Он представляет собой четырех­ гранную гранитную стелу высотой 4,1 м, установленную на 1,5-метровом основании. Стела увенчана металлической мо­ делью «Якутска», а на памятных досках перечислены фами­ лии членов команды и солдат дубель-шлюпки. Памятный знак, установленный в 1980 г. на берегу Хатанги в честь первооткрыва­ телей Таймыра ГИБЕЛЬ ЛЕДОКОЛЬНОГО ПАРОХОДА «ВАЙГАЧ» Транспорты «Таймыр» и «Вайгач» стали первыми в Рос­ сийском флоте судами нового класса - ледокольно-экс- педиционными. Вопросы транспортного освоения Север­ ного морского пути поднимались моряками и учеными еще в конце XIX - начале XX в., но Русско-японская война 1904-1905 гг. затормозила научные исследования в этом направлении. Только в 1906 г. к проблеме вернулись вновь - по рас­ поряжению морского министра была организована Комис- 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz