Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Глава IV. Работы экспедиции в 1914 г. П лавание из Владивостока в город Ном на Аляске и оттуда к Земле В рангеля 87 дет в бухту Св. Лаврентия, место общего свидания кораблей экспедиции. По словам того же Томсона, на острове Геральд из экспедиции Стефен­ сона никого нет, а находилось 22 человека на острове Врангеля, из них 10 человек зимою ушли на материк и пропали без вести, а капитан Бартлетт, отправившись в июне на собаках, побывал в бухте Провидения и уехал в Ном для организации спасательной экспедиции. Между прочим, сегодня происходил пробный полет нашего гидроплана, который, к сожалению, окончился неудачей: сломался руль, и гидроплан шлепнулся в воду'. Утро 21 июля прошло в приготовлениях к путешествию в Ном, т. к. я и мичман Никольский собирались туда съездить на «Таймыре». Около 2 ч дня «Таймыр» снялся с якоря и, выйдя из бухты Провидения, лег на курс Ном на Аляске. Погода с каждым часом улучшалась; к вечеру уже прояснилось и значительно потеплело, словом, чувствовалось, что идешь к более мягкому климату. Незаметно прошел день в беседе с любезными хозяевами - «таймырцами», и было уже поздно, когда я лег спать. На сле­ дующий день между 12 и 1 ч дня мы уже стали на якорь в Номе. К нам сейчас же подошел моторный катер с начальником таможни и брандвахтенным врачом. После выполнения установленных формаль­ ностей начальник экспедиции, Вилькицкий, пригласил их в свое поме­ щение. Естественно, разговор зашел о Бартлетте; оказалось, что капитан «Карлука» на таможенном судне отправился в порт Кларенс, а сегодня туда же пойдет пароход. Затем совершенно неожиданно американцы спросили, слышали ли мы что-либо о великой европейской войне, начав­ шейся в субботу, 19 июля. Я прямо не поверил своим ушам и думал, что разучился понимать по-английски, но, к сожалению, я понял верно - это оказалось правдой! Сейчас же начальник экспедиции с одним офицером съехал на б е­ рег, чтобы сделать необходимые визиты и послать телеграфный запрос в Морское министерство о дальнейшей судьбе экспедиции, а я - чтоб ознакомиться с городом и собрать последние новости о войне. Город произвел на меня хорошее впечатление: улицы выстланы деревом, 1Г1о инициативе Б. А. Вилькицкого в 1914 г. на борт «Таймыра» приняли гидросамо­ лет «Фарман АФ-16» - биплан, оснащенный 80-сильным мотором «Гном». В экспеди­ ции участвовал летчик - инженер-механик, капитан 2-го ранга Д. Н. Александров. Упо­ мянутый неудачный полет оказался единственным. Э. Е. Арнгольд крайне скептически оценивал применение авиации в полярных исследованиях. 6 февраля 1914 г. он писал Л. М. Старокадомскому: «На днях получено от Жохова письмо, в котором он сообщает, что к нам хотят назначить летчика с аэропланом. Для какого это черта? Ведь все равно он никуда не полетит, а если полетит, то свернется где-нибудь, и придется его только искать. Гораздо лучше уговорить взять Кириченко [речь идет об Илье Павловиче Кири­ ченко, студенте Горного института императрицы Екатерины II, участнике плаваний на «Вайгаче» в 1911-1912 гг.] вместо воздушного жонглера» (РГАЭ. Ф. 245. On. 1. Д. 132. Л. 14—14об.). - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz