Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

П Р Е Д И С Л О В И Е «Наша экспедиция, это не советское дитя...» Вообщеже бывшая наша экспедиция, несмотря на ее весьма большое значение в истории исследования Арктики, не получила еще должной оценки, что отно­ сится в основном к ее личному составу. Из письмаН. И. Евгенова к Е. Н. Неупокоевой - вдове К. К. Неупокоева от 20 декабря 1957 г.1 Вынесенные в заголовок слова участника и летописца Гидрографической экс­ педиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) Н. И. Евгенова, адресованные в 1959 г. бывшему телеграфисту транспорта «Вайгач» А. И. Кирееву2, очень хорошо выражают отношение к экспедиции в советский период, отразивше­ еся на публикации ее результатов и судьбах участников. Несмотря на то что ГЭСЛО никогда не была полностью «забытой», «пропавшей» или «исчезнувшей» (такими эпитетами ее любят «награждать» журналисты и кинематографисты по сей день), ее работы почти всегда оставались в тени выдающихся свершений советского периода освоения Арктики. А ведь основу многих из них заложи­ ли именно труды моряков Российского императорского флота3, имена значи­ тельной части которых оказались забыты из-за их участия в Белом движении, 1 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 579. Оп. 2. Д. 16. Л. 2. Информацию об участниках экспедиции см. в приложениях: «Офицеры Гидрографиче­ ской экспедиции Северного Ледовитого океана (1909-1915)» - и в примечаниях к их работам, опубликованным в сборнике. 2 РГАЭ. Ф. 247. Оп. 2. Д. 7. Л. 120-121. Ф. 579. Оп. 2. Д. 14. Л. 25. 3 А некоторых «героических трагедий», навсегда вошедших в летопись арктического мо­ реплавания, можно было бы избежать в том случае, если бы результаты работ ГЭСЛО были опубликованы сразу в полном объеме. О подобных примерах писал Н. И. Евгенов. «Ана­ логичные ледовые условия отмечались и в последующие годы плаваний [речь идет об особен­ ностях ледовой обстановки на побережье Чукотского моря, с которыми столкнулся капи­ тан парохода „Колыма" П. А. Троян в 1911 г.]. Эти особенности были отражены в статьях участников экспедиции. Однако отсутствие полной публикации научных материалов экс­ педиции надолго задержало распространение правильных представлений и дорого обошлось последующим экспедициям. Достаточно вспомнить, что спустя 20 лет ледокольный пароход „Сибиряковсовершивший в 1932 году первый сквозной рейс по Северному морскому пути, повторил у берегов Чукотки ошибку „Колымы", избрав прибрежный вариант вместо мори­ стого. Ошибка стоила тяжелой аварии. „Сибиряков “ потерял гребной винт вместе с валом и выбрался из льдов только под... парусами. В следующем, 1933 году эту же ошибку повторила экспедиция на ледокольном пароходе „Челюскин". Если бы научные материалы экспедиции на „Таймыре"и „Вайгаче"были своевременно опубликованы, то не было бы аварии „Сибирякова“, не было бы „Челюскинской эпопеи", страна сохранила бы дорогие людские и материальные ценности» (Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Полярная экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах. СПб., 2013. С. 100).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz