Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Э. Е.Арнгольд. По заветному пути 81 тых гейш, мы решили поужинать в так называемом европейском рестора­ не, где, к сожалению, пришлось удовольствоваться только отвратительной ветчиной. В 1-м ч ночи мы уже были на корабле. На следующий день я и мой соплаватель, лейтенант Транзе, были по­ сланы от корабля с визитом к местному русскому консулу Богуславскому и агенту Добровольного флота Демби. Не зная частного адреса Демби, мы за­ ехали в контору агентства и были поражены, что служащие в агентстве были японцы, почти ничего не понимавшие по-русски и не говорившие ни на ка­ ком другом европейском языке. Сам Демби тоже не русский, а англичанин. С большим трудом мы поняли, что Демби дома и как к нему ехать. На трам­ вае мы доехали до его чудеснейшей виллы, стоящей в роскошном саду. 28 июня, в день ухода из Хакодате, с утра погода уже была неваж­ ная и ожидалась в море качка, поэтому было решено заранее отказаться от предполагаемой биологической станции с тралением в Сангарском проливе. В 2 ч дня снялись с якоря и ушли из Хакодате, а в 6 ч вечера вышли из пролива в океан. Против всякого ожидания Великий океан встретил нас довольно приветливо, хотя, конечно, качало градусов на 10, но это была только зыбь, и к вечеру стало стихать. На следующий день в 1 ч дня была устроена гидрологическая стан­ ция, причем был добыт грунт с большой глубины, но еще предстояла самая интересная работа, а именно: измерить глубину впадины Туска- рора, названной так в честь датского парохода «Тускарора», проклады­ вавшего кабель из Америки через Японию в Австралию и на Цейлон. Мы стравили 9000 с лишним метров, корабль сильно качнуло, про­ волока оборвалась, и глубомер утонул. В дальнейшем пути на Камчатку ничего особенно интересного не про­ изошло. На 11-й день плавания в густом тумане подошли ко входу в Ава- чинскую бухту и после полудня стали на якорь в Петропавловске, где уже 2 дня стоял английский крейсер «Ньюкэстль», пришедший для участия в церемонии открытия памятника капитану Чарльзу Клерку - соплавате- лю Кука1. В торжестве принимали участие все жители Петропавловска, 1После гибели Джеймса Кука в 1779 г. Чарльз Клерк принял начальство над всей экспе­ дицией, он искал прохода из Великого в Атлантический океан через Сев. Лед. океан и вернул­ ся, лишь убедившись в безуспешности поисков. Умер в виду Камчатки 2 сент. 1779 г. - Ред. Первоначально на месте упокоения Ч. Клерка (рядом с утраченной впоследствии могилой Л. Делиля де ла Кройера - участника экспедиции В. И. Беринга) был насыпан земляной холм, огороженный частоколом из кольев. В 1787 г. небольшую деревянную гробницу соорудили участники французской экспедиции Ж.-Ф. Лаперуза, заходившей в Петропавловский порт. 15 сентября 1805 г. новый памятник (опять же деревянный) открыли моряки шлюпа «Надеж­ да», совершавшие первую кругосветную экспедицию Российского флота под командованием И. Ф. Крузенштерна. В 1818 г. прах Ч. Клерка был перенесен на главную улицу города. Мра­ морный памятник, сохранившийся до наших дней и отреставрированный в 2002 г., был уста­ новлен по просьбе Британского Адмиралтейства в 1914 г. - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz