Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
66 Э. Е. Арнгольд. По заветному пути стал попадаться лед, а к 8 утра мы уже встретили совершенно непрохо димый, мощный, многолетнего образования полярный лед, окончатель но преградивший нам дорогу к острову Врангеля. В этом для нас ничего не было удивительного, т. к. вся полярная литература говорит о малодо ступности этого острова и картина, которая в 1911 г. нам представилась, не была счастливым исключением. Тогда мы решили отклониться на за пад и идти вдоль кромки льда в надежде встретить полынью, идущую по направлению к острову Врангеля. К сожалению, таковой мы не нашли, но зато, пройдя около суток, увидели на горизонте затертое во льдах суд но; когда мы подошли ближе, то это оказался какой-то пароход, держав ший, между прочим, сигналы, но из-за дальности расстояния не было возможности их разобрать. Одно было ясно, что положение этого паро хода незавидное: по-видимому, он был затерт льдами и его дрейфовало вместе с ними. Мы немедленно начали пробиваться к пароходу и, хотя лед был густой и мощный, все же с большим трудом понемногу продви гались к нему. Приблизившись на расстояние более или менее ясной видимости, нам удалось разобрать, что он держит сигнал о бедствии и несет н ор вежский флаг. После нескольких часов усиленной работы мы подош ли к нему совсем близко, и лишь только приблизились, он отсалютовал нам своим флагом. Оказалось, что это был норвежский промысловый пароход «Кит», вышедший из Аляски на моржовый промысел. Он сл у чайно был затерт льдом и уж е две недели носился по океану, не имея сил выбраться. Кое-как нам удалось его обколоть и с большим трудом вывести на чистую воду. Ввиду того что из-за полученных им пробо ин от сжатия во льдах он принужден был прекратить промысел и во з вращался в Америку, мы воспользовались случаем для отправки почты своим близким и родным. 3 августа мы подошли к Медвежьим островам, где стоял уж е «Тай мыр». Ледоколы встретились, однако, лишь с тем, чтобы разойтись сно ва, т. к. было решено, что наши суда пойдут к восточному берегу Тай мырского полуострова разными путями: мы на «Вайгаче» вдоль берега, по знакомому уж е экспедиции пути, а «Таймыр» отправлялся к островам Новая Сибирь и Беннетта, чтоб идти оттуда на запад, к острову Преобра жения, возле которого и было назначено встретиться. Условились также, что встреча должна произойти между 9 и 12 августа. Идя на «Вайгаче» вдоль берега по чистой воде, мы в 6 ч утра 9 августа стали на якорь у мыса Нордвик, или Пакет, ограничивающего с юга вход в Хатангский залив, который тоже был совершенно чист ото льда. Стояла теплая, ясная пого да. Какая поразительная разница с прошлым годом: как раз в этом месте в прошлом году мы встретили уже непроходимый лед, а к Хатангскому
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz