Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
524 З А Б Ы Т Ы Е Г Е Р О И А Р К Т И К И . Люди и ледоколы Интересно отметить, что при знакомстве с многочисленными и разнообраз ными архивными материалами нам не попался ни один документ, где бы вы ражалось недовольство руководителей экспедиции действиями или поведением членов команды. И за пять лет плаваний, временами в очень тяжелых условиях, не было наложено ни одного дисциплинарного взыскания, во всяком случае, та кого взыскания, о котором бы сохранился письменный документ. А это еще раз с наилучшей стороны характеризует кадры славной Гидрографической экспе диции Северного Ледовитого океана. В заключение хочется отметить добросовестность, честность и внимание, с которыми относился Б. А. Вилькицкий к защите интересов бывших участ ников расформированной в октябре 1915 года Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Почти до самых дней Октябрьской революции, занимаясь уже делами, далекими от экспедиции, он все же следил за судьбой своих бывших подчиненных, стараясь, чтобы их заслуги были вознагражде ны наиболее полным образом. Примером такого отношения является рапорт Б. А. Вилькицкого в Главное гидрографическое управление по поводу задержки наградных кочегарам «Вайгача» П. А. Губину и Ф. А. Литвинову. Этот рапорт, написанный два года спустя после окончания экспедиции, еще раз подчеркивает условия, в которых работали участники экспедиции, и особенно те, которые все время оставались на судах. 13 июня 1917 года Б. А. Вилькицкий, обращаясь к Главному гидрографиче скому управлению и требуя справедливого решения вопроса о выдаче наград ных двум кочегарам «Вайгача», писал: «на зимовке... без отношения к окладам содержания, весь личный состав [экспедиции] распределялся по индивидуаль ным способностям и склонностям каждого для заведования теми или другими наблюдениями, научными приборами и специальными работами, связанными с оторванностью судов от портов и мастерских. Главнейшие работы, вызванные зимовкой, все приспособления для на учной работы и по приготовлению кораблей на зимовку были сделаны еще в 1914 году. А в полярную ночь и в холодные месяцы работы велись лишь постольку, поскольку вызывались санитарными требованиями во избежа ние цинги [за исключением, конечно, научно-исследовательских. - Авт.]. Интенсивные же работы по исправлению повреждений кораблей и по при готовлению механизмов к лету 1915 года велись уже с наступлением тепло го времени, когда 40 человек из 100 ушли в сухопутную партию, и, таким образом, вся тяжесть огромной и в высшей степени ответственной работы легла на оставшуюся команду в 60 человек. Им же пришлось на своих пле чах вынести борьбу со льдами при освобождении кораблей, когда при умень шенном количестве людей, при сократившихся запасах топлива и про вианта эта борьба за целость кораблей определенно угрожала жизни всех участников экспедиции. Эти же оставшиеся 60 человек личного состава про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz