Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
Приложения 513 Там же на берегу, в долине небольшого ручейка, лежала в хорошей сохран ности небольшая стеклянная банка, закупоренная корковой пробкой, в которой было вложено письмо экспедиции Р. Амундсена на «Мод». Письмо, написанное на английском и норвежском языках и подписанное Helmer Hanssen’oM и Oscar W isting’ом, гласило, что склад, устроенный Русской экспедицией 1914-1915 гг., посетили участники Норвежской экспедиции 1918-1919 гг. и привели его в порядок. Дальше перечислялось содержимое складов. Письмо заканчивалось просьбой не пользоваться складом, за исключением случаев крайней необходи мости, и в случае нужды приводить его в порядок. Причиной разрушения склада следует считать стихийные явления. В минув шем, 1932 г. Таймырской гидрографической экспедицией совершенно не было встречено льда в районе западных берегов Таймырского полуострова, а на бе регу вовсе не было снега, и тундра сильно оттаяла. Очевидно, при аналогичных условиях в один из недавних годов летом вагоны по оттаявшей тундре и осыпям сползли на береговой приплесок, а там завершил разрушение склада сильный прибой открытого берега при отсутствии льда в море. Работавшей на берету астрономо-магнитной партией Таймырской гидрографиче ской экспедиции под руководством и при непосредственном участии гидрографов И. М. Сендик и М. А. Воронцова 19 уцелевших ящиков с консервами, а также бидон с керосином и спички из своих запасов были сложены в малый вагон, который пред варительно подняли выше на берег, подальше от волноприбойной полосы1. По отзыву И. М. Сендик и М. А. Воронцова, опробованные ими мясные кон сервы оказались вполне годными для употребления их в пищу. Начальником Таймырской гидрографической экспедиции было написано письмо на русском языке, где указывалось, когда и зачем «Таймыр» посетил мыс Могильный, а также было описано состояние склада, обнаруженное при высадке на берег. Оба письма - норвежское и русское - были вложены в сте клянную банку, закрытую корковой запарафиненной пробкой, и затем она была положена под железным навигационным знаком, построенным на мысе Мо гильном гидрографическим судном «Таймыр» в 1915 г. 1В 1935 г. на мысе Могильном побывал участник зимовки на мысе Челюскин молодой геофизик Е. К. Федоров, будущий папанинец, академик и начальник Гидрометеослужбы СССР. Он писал в своих воспоминаниях: «По другую сторону мыса, внизу, в овраге, мы увидели, как, несколько накренившись, стоит огромный ящик самолета старого типа: он совершенно не был похож на ящики, в которых возят современные самолеты. Это ящик не ящик, дом не дом! Он огромен по размерам, в нем прорублены окна и двери. Пожалуй, это дом. Внутри этого странного дома мы нашли сложенные в большом количестве ящики с мясными консервами. [...] Саша [Болдин, столяр, участник экспедиции] с удовольствием замечает, что консервов нам хватит с избытком. Не откладывая дела в долгий ящик, мы тут же вскрываем один из ящиков, чтобы дать собакам попробовать консервы. На банках этикетки: «Консервы фирмы братьев Вихоревых в Санкт-Петербурге, заготовки 1910 года для армии». Тут и «Щи с кашею», «Рис с кашею», «Суп рисовый», «Борщ с мясом» - со лидные порции. Собаки наши остались довольны продукцией блаженной памяти фирмы Вихоревых» (Академик Е. К. Федоров. Этапы большого пути. М.: Паулсен, 2010. С. 138).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz