Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Приложения 495 Довольно вместительное помещение шкиперской было занято грузом экспе­ диции. В снаряжение отряда входили две утепленные шатровые десятиместные палатки, печки, газовая плита с баллоном, раскладушки, двухслойные спальные мешки. Для вскрытия старых могил и копки новых были взяты ломы, лопаты и топоры. В судовой мастерской на три лома были наварены топоры. 625 кг про­ дуктов, включая неприкосновенный запас, брались исходя из расчета пребыва­ ния 12 человек на два месяца. Дополнительно были взяты доски, в том числе и на случай изготовления новых гробов, если будет в этом необходимость, желез­ ные листы, сослужившие потом неоценимую службу, бензин, а также резиновая лодка с мотором. Для радиосвязи предназначалась стационарная коротковолно­ вая радиостанция, а также переносные УКВ-станции с дальностью приема-пере- дачи порядка 30 км. Общее количество груза составило больше 4,5 т. Несмотря на некоторый избыток веса, снаряжение позволяло отряду автономно прожить в течение 2 месяцев с возможностью выхода в аварийной ситуации к ближайшему населенному пункту (мыс Челюскин). Около 3 часов пополудни 13 августа 1996 г. «Таймыр» направился на работу в Арктику. Путь ледокола лежал к западному побережью полуострова Таймыр, в залив Толля. О днях на берегу Таймыра свидетельствуют дневниковые записи Дм. Д. Бадюкова (выделены курсивом). «14 августа. 2-й день похода. Баренцево море. Туман, 5 - 7 тепла, слабое волне­ ние, берегов не видно. После завтрака - инструктаж экспедиции по технике без­ опасности, потом экскурсия по кораблю, проведенная главным электромехаником В. Ф. Борзых. Вторая половина дня прошла в обсуждении с экипажем вертолета Ми-2, как будем производить высадку. Очень беспокоит вопрос, как будет происхо­ дить выгрузка с этой огромной кучей вещей. Ребятаразобрали вещи в подшкиперской и освободили ящики для продуктов, которые будем забирать завтра в 9 утра...» Все четыре дня плавания до мыса Могильного прошли в сборах. Следует упомянуть также о состоявшемся на борту крещении отцом Александром не­ которых членов экспедиции, которое было произведено ранним утром в плава­ тельном бассейне ледокола, наполненном забортной ледяной водой. Вечером 17 августа ледокол вошел в белый ото льда залив Толля, где и стал на якорь. В 3 милях на восток в низких лучах не заходящего еще солнца синели обрывистые берега мыса Могильного. Выгрузка началась поздно вечером в без­ ветренную и солнечную погоду. Первый полет Ми-2 под командованием опытно­ го полярного летчика О. Н. Варнавского был рекогносцировочным - выбиралось место для устройства базового лагеря с учетом близости могил, сухости почвы, наличия воды, плавника и безопасности посадки. После выбора места и возвра­ щения на корабль начались грузовые рейсы (всего 13), продолжавшиеся более 3 часов. Прошли они достаточно успешно - весь груз оказался на берегу. В после­ дующие сутки проводилось обустройство лагеря - постановка палаток, их обо­ рудование, в том числе и под кухню, заготовка дров из плавника для печек, уста­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz