Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
488 З А Б Ы Т Ы Е Г Е Р О И А Р К Т И К И . Люди и ледоколы Перед зимовкой надо было повидаться с Вилькицким, и я решил идти на «Тай мыр». День ото дня приходилось откладывать из-за погоды, да и носило нас поря дочно. Но дальше медлить было нельзя, и 14 октября я с 4 нижними чинами от правился в поход почти наудачу, не видя «Таймыра». С собой мы взяли провизии на 10 дней, палатку, керосинку, теплое платье - одним словом, полное снаряжение. Все погрузили на санки и с восходом солнца, в 8 утра, тронулись. Погода была ниче го, но мороз до 30°. В первый день прошли около 18 верст. Команда сильно устала. На пути несколько раз приходилось перетаскивать санки через небольшие трещи ны, а главное, тяжело было тащить через молодой лед. На его поверхности высту пила соль, и сани шли с большим трудом, все равно что по песку. Ночью увидели огонь «Таймыра». Взял на него направление и уже на другой день шел наверняка. К 6 часам вечера 15-го мы пришли на «Таймыр», а 17-го солнышко взошло послед ний раз. Противно было ночевать в палатке при 30-градусном морозе. Мороз вну три был небольшой, но какая-то промозглость. Часа два поспишь, а потом надо бегать взад-вперед около палатки и греться. В общем, дорогу перенес легко, но по глупости надел кожаные сапоги и отморозил палец на левой ноге. На другой день уже надел валенки, но было поздно. Из-за пальца и сильного ветра проси дел на «Таймыре» около двух недель, а предполагал пробыть два дня, не больше. С «Вайгача» в это время получал телеграммы, что его носит. Был день, когда вокруг него оказалась вода, но потом опять затерло. Во всяком случае, он пере менил место, и надо было, прежде чем идти, увидать его и взять на него направле ние. Солнышко уже спряталось, и темнота наступила быстро, а потому пришлось пускать прожектор. После двух попыток удалось его увидеть, и я сейчас же вы ступил. Выходить можно было только в десять часов утра и идти до четырех, а после слишком темно. На наше счастье, светила луна, и мы шли до восьми вече ра. Дорога стала еще труднее. К вечеру засвежело, и ночью поднялась буря. Я ду мал, что застрянем на несколько дней, но к семи утра стихло, и в восемь при све те луны мы тронулись дальше. Погода была отвратительная, ветер дул с разных сторон, нес мелкий снег, и «Вайгач» не было видно. Так шли до 3 часов. Стали появляться чаще трещины, которые переходили все с большим трудом. Наконец, к четвертому часу увидали в пяти верстах «Вайгач» и почти в то же время подош ли к трещине, через которую не могли перебраться. Ходили и вправо, и влево, но ширина была около 10 сажен, а в тех местах, где она закрывалась, торосы дости гали 2 -3 сажен, и нечего было думать перетаскивать сани. Тогда я решил бросить все имущество и налегке добраться до корабля, а на другой день прислать людей. Все было сделано как раз вовремя. Я едва успел перебраться через груду льдин, как она начала рассыпаться, и трещина еще расширилась. К кораблю по дороге мы встретили еще несколько, но нас уже увидели и шли навстречу с досками, по которым и перебирались. Едва мы пришли на «Вайгач», как около него лед разо шелся, и мы оказались на чистой воде. Эта ночь была очень беспокойная!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz