Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
476 З А Б Ы Т Ы Е Г Е Р О И А Р К Т И К И . Люди и ледоколы Николай Иванович начал работать над первой частью огромного труда, а Валерий Николаевич Купецкий приступил к занятиям с многообразными и сложными научными материалами. К осени 1961 годарукопись объемом 2500 машинописных листов, размноженная в нескольких экземплярах, была готова для просмотра и рецензирования. К этому времени в связи со смертью Ю. В. Преображенского место директора отделения Океанографического института в Ленинграде занял один из отставных офице ров Военно-морского флота. Прочитав первые страницы работы Евгенова, он наткнулся на фамилию Колчака, которому автор воздавал заслуженные почести как одному из организаторов экспедиции и первому участнику ее в должности ко мандира ледокольного транспорта „Вайгач - Так значит, это - белогвардейская экспедиция! - воскликнул начальник, словно открыл идеологического противника. „А сам Евгенов, - безапелляционно решил он, - несомненно, настоящий колчаковец Можно догадываться, что выговаривал молодой, без году неделя, руководи тель вызванному на беседу заслуженному 73-летнему ученому. Кончилось тем, что Николай Иванович и его помощник Купецкий были уволены из института. Валерий Николаевич поступил на работу в ААНИИ на должность научного со трудника, а его старший коллега вышел на пенсию»1. Евгенов и Купецкий не оставили попыток издать книгу. Были собраны поло жительные отзывы от различных организаций, и работу (правда, в сокращенном, по сравнению с первоначальным вариантом, объеме) предполагалось издать под эгидой ААНИИ в издательстве «Морской транспорт». Несмотря на проблемы с изданием книги, Евгенову и Купецкому удалось привлечь внимание научной общественности к ГЭСЛО (в связи с 50-летним юбилеем открытия Земли Императора Николая И) - опубликовать ряд статей (не только в научных изданиях, но и в газете «Красная звезда»), собрать вокруг себя оставшихся в живых участников экспедиции из числа матросов и унтер-офицеров. В 1963 г. в Ленинграде было проведено торжественное заседание отделения Истории географических знаний и Полярной комиссии Гео графического общества СССР с повесткой дня «Пятидесятилетие открытия Север ной Земли...». И здесь не обходилось без трудностей - биографическую статью о Б. А. Вилькицком, написанную после его смерти в 1961 г., изъяли из уже отпечатан ного тиража «Известий Всесоюзного географического общества», и она чудом вышла в свет в 1964 г. на страницах альманаха «Летопись Севера» (к этому времени в живых не было и Н. И. Евгенова)2. В 1965 г. память о ГЭСЛО увековечило Министерство связи СССР, выпустившее в серии «Исследование Арктики и Антарктики» сцепку из двух марок. Одна из них посвящена 50-летию прохождения Северного морского пути «Таймыром» и «Вайгачом», а на второй изображен атомный ледокол «Ленин», проводящий суда проливом Б. Вилькицкого. Название пролива было указано пра- 1 Богданов К. А. Указ. соч. С. 141-142. 2Там же. С. 145.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz