Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

470 З А Б Ы Т Ы Е Г Е Р О И А Р К Т И К И . Люди и ледоколы Во всяком случае, Адмиралтейство признало мой материал ценным для лоции океана, а я признал ценным включение меня в число официальных корреспондентов, без коего оно не может производить корректуру, так как иначе сведения лоции яв­ ляются [информацией] частного характера, как мне сказал в Лондоне адмирал, заведующий Гидрографическим департаментом. ...Когда Адмиралтейство реши­ ло произвести корректировку, как оно мне сообщило отношением, датированным маем месяцем, сие означает включение в число официальных корреспондентов, со­ гласно имеющегося положения, что мне может весьма пригодиться в будущем, так как я все-таки думаю остаться на воде, несмотря на видимые трудности момента. Во всяком случае, при нынешнем затруднительном положении и всеобщем неверии я считаю для себя большим плюсом возможность сохранения связей официальных, чем полуофициальных, все равно, со всякого рода учреждениями вроде Адмиралтейства или Бельгийского Министерства Колоний. Это пригодится даже для восстановле­ ния России, если таковое случится в течение ближайших лет и, как говорится, ко всеобщему удовольствию. Во всяком случае, я сам обстоятельствами весьма дово­ лен. ...Благодаря такого рода мелочам, все же чувствуешь себя меньше беженцем без Родины...»1 Отметим, что Э. Э. Петерсен был механиком и выполнение каких-либо исследований не входило в круг его задач. В 1925 г. на страницах американского журнала Geographical Review была опу­ бликована статья Н. А. фон Транзе «Сибирский морской путь: работа Русской гидрографической экспедиции в Арктике, 1910-1915 гг.»2. Работа Транзе долгое время оставалась практически единственным источником информации о ГЭСЛО для иностранных специалистов. Она сразу же была переведена на русский язык3, но перевод так и остался в рукописи и в 2014 г. был выполнен заново и опублико­ ван в сокращенном виде во втором выпуске «Полярного альманаха» (М.: Paulsen, 2014. С. 78-89). В 1937 г. статью, посвященную ГЭСЛО, опубликовал в № 4 -5 официального французского морского журнала La Revue Maritime известный историк Россий­ ского флота, моряк-эмигрант Н. А. Монастырев. В 1970-е гг. на страницах жур­ налов Polar Record, Polarforschung и других вышло несколько статей по истории экспедиции, написанных известным канадским историком Арктики (шотланд­ ского происхождения) Уильямом Барром. Затянувшийся процесс обработки и публикации материалов ГЭСЛО вызывал беспокойство бывшего начальника экспедиции, оказавшегося вдали от родины. 18 декабря 1926 г. он писал начальнику Главного гидрографического управления С. П. Блинову в Ленинград. «Мысль об этом [о необходимости публикации на­ учных результатов] меня всегда гнетет, так как с каждым годом выполнение этого 1 ГАРФ. Ф. р-6817. On. 1. Д. 96. Л. 445-446. 2Transehe N. A. The Siberian Sea Road: The Work of the Russian Hydrographical Expedition to the Arctic 1910-1915 / / Geographical Review. V. 15, N 3 (Jul. 1925). P. 67-398. 3 РГАЭ. Ф. 537. On. 1. Д. 39. Ф. 579. On. 1. Д. 4. Л. 129-174.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz