Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
470 З А Б Ы Т Ы Е Г Е Р О И А Р К Т И К И . Люди и ледоколы Во всяком случае, Адмиралтейство признало мой материал ценным для лоции океана, а я признал ценным включение меня в число официальных корреспондентов, без коего оно не может производить корректуру, так как иначе сведения лоции яв ляются [информацией] частного характера, как мне сказал в Лондоне адмирал, заведующий Гидрографическим департаментом. ...Когда Адмиралтейство реши ло произвести корректировку, как оно мне сообщило отношением, датированным маем месяцем, сие означает включение в число официальных корреспондентов, со гласно имеющегося положения, что мне может весьма пригодиться в будущем, так как я все-таки думаю остаться на воде, несмотря на видимые трудности момента. Во всяком случае, при нынешнем затруднительном положении и всеобщем неверии я считаю для себя большим плюсом возможность сохранения связей официальных, чем полуофициальных, все равно, со всякого рода учреждениями вроде Адмиралтейства или Бельгийского Министерства Колоний. Это пригодится даже для восстановле ния России, если таковое случится в течение ближайших лет и, как говорится, ко всеобщему удовольствию. Во всяком случае, я сам обстоятельствами весьма дово лен. ...Благодаря такого рода мелочам, все же чувствуешь себя меньше беженцем без Родины...»1 Отметим, что Э. Э. Петерсен был механиком и выполнение каких-либо исследований не входило в круг его задач. В 1925 г. на страницах американского журнала Geographical Review была опу бликована статья Н. А. фон Транзе «Сибирский морской путь: работа Русской гидрографической экспедиции в Арктике, 1910-1915 гг.»2. Работа Транзе долгое время оставалась практически единственным источником информации о ГЭСЛО для иностранных специалистов. Она сразу же была переведена на русский язык3, но перевод так и остался в рукописи и в 2014 г. был выполнен заново и опублико ван в сокращенном виде во втором выпуске «Полярного альманаха» (М.: Paulsen, 2014. С. 78-89). В 1937 г. статью, посвященную ГЭСЛО, опубликовал в № 4 -5 официального французского морского журнала La Revue Maritime известный историк Россий ского флота, моряк-эмигрант Н. А. Монастырев. В 1970-е гг. на страницах жур налов Polar Record, Polarforschung и других вышло несколько статей по истории экспедиции, написанных известным канадским историком Арктики (шотланд ского происхождения) Уильямом Барром. Затянувшийся процесс обработки и публикации материалов ГЭСЛО вызывал беспокойство бывшего начальника экспедиции, оказавшегося вдали от родины. 18 декабря 1926 г. он писал начальнику Главного гидрографического управления С. П. Блинову в Ленинград. «Мысль об этом [о необходимости публикации на учных результатов] меня всегда гнетет, так как с каждым годом выполнение этого 1 ГАРФ. Ф. р-6817. On. 1. Д. 96. Л. 445-446. 2Transehe N. A. The Siberian Sea Road: The Work of the Russian Hydrographical Expedition to the Arctic 1910-1915 / / Geographical Review. V. 15, N 3 (Jul. 1925). P. 67-398. 3 РГАЭ. Ф. 537. On. 1. Д. 39. Ф. 579. On. 1. Д. 4. Л. 129-174.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz