Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
42 Э. Е. Арнгольд. По заветному пути и подъемные змеи для производства наблюдений в высоких слоях ат мосферы , химико-бактериологическая лаборатория для производства исследований воды, льда, снега, почвы и воздуха, приборы для и зм е рения глубин, добывания образцов грунта, и зм ерения температуры моря на различных глубинах, определения течений как поверхност ных, так и глубинных, для добывания образцов воды с разных глубин, а также разных размеров тралы, драги, планктонные сети для добыва ния морских животных со дна моря, поверхности и промежуточных слоев. Кроме того, имелись приспособления для собирания геологиче ских, ботанических и зоологических коллекций на берегу. Для охоты на птиц и зверей имелись двуствольные ружья центрального боя, н е сколько ружей системы Браунинга, маузеры, винчестеры, 3-линейные винтовки кавалерийского образца, обычное вооруж ение флотских команд, и револьверы системы Нагана. Сами корабли были сн абж е ны двумя 57-миллиметровыми, двумя 37-миллиметровыми пушками и двумя пулеметами. Первоначальный план экспедиции был выработан для исследова ния всего Северо-Восточного прохода в направлении с запада на вос ток, но затем было признано необходимым связать устья Лены и Колы мы с остальными частями нашего отечества как для оживления этого обширнейшего района Северной Сибири, так и для противодействия экономическому захвату края иностранцами. На этом основании были посланы ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» южными морями во Владиво сток, дабы они могли начать свои исследования в Северном Ледовитом океане со стороны Берингова пролива. 27 октября 1909 г. наши оба ледокола вышли из Петербурга и н е большими переходами стали двигаться на запад, делая остановки в крупных портовых городах. Первого ноября, во время сильного шторма в Немецком море, когда размахи кораблей достигали 50° на борт, произошли серьезные повреж дения в котельном отделении ледокола «Таймыр», и мы были вынуж дены зайти в Роттердам. Н ужно заметить, что наши ледоколы , обладая очень большой устойчивостью с предельным креном до 62° на борт, однако весьма легко подвергались качке при сравнительно небольшой волне, кото рая для судов другой конструкции была бы почти незаметна. Для пла вающих это свойство было весьма неприятно, и стремительные разма хи корабля, даже от 10° до 20°, причиняли немало страданий. Так как в Роттердаме за ремонт запросили слишком высокую цену, то, п ере ждав шторм, мы перешли в Гавр, где и чинились с 15 ноября 1909 г. по 26 января 1910 г. На дальнейшем пути суда экспедиции имели
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz