Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

454 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» от дальнейшего разбазаривания и приступить к проекту реконструк­ ции и ремонта. Таковы же и пожелания капитана Ильинского. Одним из доводов, которые могут послужить в пользу передачи судна АНИИ, является соображение, что АНИИ будет работать в открытом море, тогда как Гидрографическое] Управление] [Глав- севморпути] - преимущественно у малоизвестных берегов и остро­ вов с неизвестными глубинами и банками. Поэтому глубокосидя- щее судно „Таймыр“менее пригодно для работ Дидрографического] Управления ], чем мот[о]то]-парусн[ые\ суда. Гидрографич[еские\ раб[ оты] менее всего связаны со льдами, тогда как работы АНИИ свя­ заны с необходимостью изучать льды, и ледок[ольный] пароход ему более нужен. Кроме того, АНИИ ведет и работу в таких морях, как Норвежское и Гренландское, где на ледокольн\ ых] судах плавать более необходимо, чем в прибрежных районах»\ Совещание по переоборудованию «Таймыра» было проведено 23 июля 1940 г.2 После него директор АНИИ Я. С. Либин направил начальнику Главсевморпути И. Д. Папанину письмо, в котором обо­ сновывал передачу «Таймыра» институту3. 9 августа материалы по переоборудованию были посланы начальнику Мурманского морского арктического пароходства Главсевморпути Н. П. Анину4. Но в итоге дан­ ный проект реализован не был. К нему пытались вернуться в послевоен­ ное время. В документах АНИИ за 1950 г. сохранился недатированный «Перечень работ, необходимых для восстановления и приспособления л[едокольного] п[арохода] «Таймыр» в пригодное для долгосрочно­ го дрейфа состояние»5. Но очевидно, что в этот период старый пароход, «разменявший» пятый десяток лет напряженной службы во льдах, был еще менее пригоден для подобных целей, чем 10 лет назад. 16 января 1941 г. вошел в состав Архангельского арктического мор­ ского пароходства (в него 13 января 1941 г. было включено Мурман­ ское пароходство)6. 13-20 октября 1941 г. перешел из Мурманска в Архангельск (вышел в сопровождении сторожевого катера СКА-211, пришел вместе с транс­ портом «Енисей»7). 1 Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт- Петербурга (ЦГАНТД СПб). Ф. 369. Оп. 1-1. Д. 352. Л. 7-9. 2 Там же. Л. 5-5об. 3Там же. Л. 13-16. 4 Там же. Л. 31а. 5 Там же. Д. 804. Л. 57-58. 6Яровой В. В., Смолин А. А., Приданников М. И. Указ. соч. С. 117. 7 Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 1. С 22 июня по31 декабря 1941 г. М.-Л.. 1945. С. 112, 118.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz