Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
Н. А. Кузнецов. Ледокольный пароход «Таймыр» Краткая хроника (1915-1953) 451 на места течи. Взятый нами цемент оказался плохим и при ударе о лед отлетал. Воду из трюма откачивали через пожарную магистраль и мощную мотопомпу. Выйдя на чистую воду, „Таймыр “ попал опять в шторм. Вода в носовом трюме стала перекатываться, разбивая все крепления грузов. Пожарную магистраль разбило волной. Мотопом па выкачивать воду тоже не могла, т. к. засаривался приемный рукав. Видя, что с откачкой воды ничего не выходит, я приказал затопить весь носовой отсек, задраив все горловины водонепроницаемыми крыш ками, уперев деревянные распоры на люках в подволок. В дополнение к нашим несчастьям оказались поломанными все четыре лопасти винта. Корабль имел всего 3 узла хода. Воды было принято в носовой отсек корабля около 250 тонн. В эти дни пришлось пережить нам самые тревожные минуты. Размахи качки доходили до 40 градусов. „Таймыр"двигался вдоль берегов Норвегии. Это немного облегчало по ложение корабля. Подходя к Варангер-фиорду, испросил разрешение вой ти и отстояться в одном из фиордов Норвегии. В Сюльте-фиорде „Тай мыр" простоял около 8 часов»'. 28 февраля «Таймыр» пришел в Мурманск. За выполнение задания был награжден 21 человек из состава экипажа и экспедиции2. 1 апреля 1940 г. передан Главному управлению Северного морского пути для использования в качестве ледокольно-транспортного парохо да (вместимость 1164 брт)3. 10 мая 1940 г. включен в состав Мурманского арктического морского пароходства4. Май - август 1940 г. рассматривался вариант передачи «Таймыра» Арктическому научно-исследовательскому институту (АНИИ ) в каче стве научно-исследовательского судна. 16 июля 1940 г. начальник экс педиции в море Лаптевых на судне «Академик Шокальский» Я. Я. Гак- кель подал рапорт директору АНИИ по итогам осмотра судна. «...14 июля осмотрел гидрографическое] с[удно] „Таймыр", передан ное Тлавсевморпути и находящееся временно в ведении Мурманского па роходства: „Таймыр" стоит у причала судоремонтного завода в Росте в полузаконсервированном виде. На борту судна небольшая команда во главе с капитаном В. В. Ильинским. Все они числятся не как команда, а как резерв пароходства. Эти резервисты поддерживают порядок на судне, а по существу лишь охраняют его. 'Там же. С. 61-62. 2Там же. С. 62. 3Яровой В. В., Смолин А. А., Приданников М. И. Указ. соч. 4 Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz