Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

450 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» получил возможность двигаться дальше. Этот маневр удался вполне. Но на заднем ходу при ударе о льдину корабль перестал слушаться руля. Оказался поломанным замок баллера руля. Для того чтобы ис­ править повреждения, нужно было перекачать около 40 тонн пресной воды, так как замок находился в балластной цистерне. После почин­ ки баллера руля руль не перекладывался. Многие считали, что погну­ то перо руля. Для того чтобы осмотреть перо руля, пришлось опять ошвартоваться у льдины и выгрузить водолазное имущество. Работа водолазов в условиях передвигающегося льда очень опасна. Для этой ра ­ боты спустили за кормой две лампы по 500 ватт для освещения пера руля. Водолазы, осмотрев перо руля, доложили, что оно в порядке. Тог­ да я приказал продернуть два конца стального троса в дыры пера руля для того, чтобы свободными концами троса через кормовую лебедку привести руль в движение и с таким управлением двигаться вперед. Но и кормовая лебедка не могла переложить руля. После недолгого со­ вещания инженер т. Бобышев предложил повернуть сектор руля. Сняв сектор, мы приварили его к баллеру, повернув на 20°. Руле­ вое управление стало действовать. На все эти работы было затраче­ но около 20 часов. После этой аварии управление кораблем значительно усложнилось »'. 18 февраля самолет «У -2» летчика Г. П. Власова показал «Тай ­ мыру» путь во льдах, а затем сел на льдину, находившуюся на курсе судна, и был поднят на борт. Около 22 часов «Таймыр» и «Мурман» встретились. До лагеря папаницев оставалось около трех миль. В свя­ зи с тем что подготовленный для приема самолетов ледовый аэродром разломало и унесло, было принято решение подойти максимально близко к лагерю и выслать туда 80 человек (п о 40 от каждого судна). В 13.30 «Таймыр» и «Мурман» подошли к лагерю и остановились во льдах в 1,5 км от него. В 17.30 все имущество и личный состав др ейф у ­ ющей станции были на борту «Таймыра». В 18.00 «Таймыр» и «М ур ­ ман» взяли курс к родным берегам2. 21 февраля в 4.40 «Таймыр» и «Мурман» встретились с ледоколом «Ермак», на который перешли папанинцы. В 7.00 они взяли курс на Мурманск, а «Ермак» отправился к юго-восточной оконечности И с ­ ландии. «Во время форсирования льда у „Таймыра “разошлись швы корпуса и расшаталось несколько заклепок в районе форпика и второго балласта. Нам пришлось лишиться 54 тонн пресной воды из второго балласта. В носовом трюме показалась сильная течь. К этому времени мы уже выходили на чистую воду. Срочно наложили цементные ящики 1 Там же. С. 60. 2Там же. С. 60-61.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz