Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
448 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» 13 февраля была найдена льдина, подходящая для устройства аэро дрома1. «Самолеты нам нужны были для разведки ледовой обстановки впереди по курсу „Таймыра". К льдине, на которой решили организовать аэродром, „Таймыр“подойти вплотную не мог. Решили ошвартоваться у другой льдины, а самолеты после сборки у корабля перевести вручную на аэродром. Для организации работ разделили весь личный и экспедицион ный состав на две группы. Одной группе было поручено оборудовать аэро дром, второй - спустить самолеты и помогать готовить их к полетам. Первая группа, вооружившись лопатами, кирками и пешнями, отправи лась ровнять льдину под руководством комиссара корабля тов. Умовского. Для обозначения границ аэродрома был взят шлак из кочегарки. Вторая группа приступила к выгрузке двух самолетов, „У-2“и „Ш-2“. Первоначально пришлось спустить шлюпку на лед, устроить из бревен сходню на спардек. Расставив людей по сходне, выдвинули самолет из ящика и на руках осторожно спустили его хвостом вниз. Вся эта опе рация заняла два часа. Самолет „Ш-2 “был спущен в полчаса, так как он стоял на корме. Сборка самолетов и проверка моторов на аэродроме велись день и ночь при свете прожекторов и факелов. Вылет самолета „У-2“был назначен на 15 часов. Утром, в результате поднявшегося силь ного ветра, начались подвижки льда, и наш аэродром разломало. Между аэродромом и кораблем появились большие разводья. Пришлось всю опе рацию отменить. Самолеты разобрали и погрузили на борт корабля. Пользуясь разводьями, „Таймыр“взял курс на запад, на сближение с льдиной Папанина. За день, форсировав тяжелый паковый лед, мы про шли всего лишь шесть миль. Это было большим достижением, ибо каж дый метр пути „Таймыру “приходилось брать с боем»2. 15 февраля в 4.00 подошли к льдине, на которой возможно было раз вернуть аэродром. К 12.30 самолет «У-2» был готов к вылету. Из-за мало го размера льдины летчик Г. П. Власов принял решение лететь один, без штурмана и бортмеханика. После трех часов полета он приземлился на ледовом аэродроме, созданном экипажем гидрографического судна «Мур- ман», к которому стал пробиваться «Таймыр»3. «Одна из льдин, размером 600-700 м и толщиной 5 -6 м, преградила „Таймыру “проход к разводью. Чтобы пройти к разводью, решили аммоналом взорвать льдину. Этого ока залось мало, так как от взрывов образовались только глубокие ямы. И вот мне впервые пришлось применить метод буксировки льдины. Подойдя к льдине, ошвартовался бортом, закрепившись ледовыми яко рями, после этого дал ход назад. Отведя льдину в сторону, „Таймыр“ 1 Там же. С. 59. 2 Там же. 3Там же. С. 59-60.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz