Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
446 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» за кнехты и палубные обуха. Бензин, бревна и доски были погружены под спардеком по бортам. С носа и бортов было все под спардеком зашито до сками для того, чтобы волны не могли разбить бочки с бензином и унести за борт наш строительный материал»'1. 21 января «Таймыр» был полностью готов к походу (находился в су точной готовности). «Имелось два плана снятия папанинцев со льдины. Первый вариант - это подход кораблем к льдине Папанина и снятие станции „Северный полюс“личным составом корабля. В случае невоз можности подойти кораблем к льдине нужно было найти подходящее ледяное поле и на нем организовать аэродром для самолетов, чтобы ле тать к станции „Северный полюс“. Второй вариант состоял в следующем: подойти к острову Ян-Майен или Исландии, где выгрузить самолеты, и организовать аэродром на бе регу. Этот вариант был сложнее потому, что разгружать самолеты и горючее пришлось бы на шлюпках, а поднимать самолеты на сушу - руч ными лебедками, так как берега острова Ян-Майен крутые и высокие. Для того чтобы разгрузить самолеты с „Таймыра “, был сделан разбор ный плот, устанавливаемый на шестерки. 3 ручные лебедки были нами взяты с собой. Вторым вариантом мы могли бы пользоваться только в том случае, если бы кораблю нельзя было пробиться к папанинцам или если бы мы не нашли подходящий ледяной аэродром»2. 3 февраля в 14.00 вышел в Гренландское море3. 4 февраля пройдя Нордкап, взял курс на местонахождение станции «Северный полюс - 1». Командир судна вспоминал: «Все свои курсы я располагал, чтобы не подставлять борт к волне. Вызвано это было тем, что я знал стремительную качку „Таймыра “(в минуту 10 раз), при ко торой он мог бы лишиться груза, находящегося на верхней палубе, так как крен корабля доходил до 50°. В ночь на 7 февраля шторм достиг не бывалой силы, порывы ветра доходили до 11-12 баллов. „Таймыр“лег в дрейф, имея ход 1,5-2 узла, курс - на остров Ян-Майен. Ударом гигантской волны был сломан мостик, сорвало и унесло за борт два трапа, соединявших мостик с палубой, разбило деревянную обшивку грузов верхней палубы. Эта же волна раздавила 2 бочки с бензином, кото рые пришлось выкинуть за борт, а 2 баллона с водородом, взятые для ша ропилотных наблюдений, были унесены волной в море. Героическими уси лиями личного состава и экспедиционной группы приходилось отстаивать от шторма самолеты и находящийся на палубе груз. 1 Там же. С. 56-57. 2 Там же. С. 57. 3Там же. С. 57-58.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz