Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

40 Э. Е. Арнгольд. По заветном у пути лом. Штурманская рубка и лаборатория экспедиции , находящиеся на верхней палубе, сделаны из тикового дерева с такой ж е изоляционной обшивкой, как и в жилых помещениях. Отопление паровое, причем в каютах устроены отдельные грелки, которые могут быть регулированы и при желании вообще выделяться из общей сети. Кроме того, имеется еще камельковое отопление для топки дровами или углем . Освещение электрическое от двух динамо-машин, работающих одна паром, а д р у ­ гая от нефтяного двигателя. В случае зимовки для экономии топлива и пиронафта1 был запас свечей и ламп с особыми горелками, приспо­ собленными для пиронафта и других тяжелых минеральных масел. В носовой и кормовой части судна были сделаны два больших трюма для провизии, в которых помещался двухгодовой запас на 50 человек. Для сообщ ения с берегом и на случай аварии на каждом корабле были моторный катер, гребной катер, два вельбота, две двойки, две дв у х ­ местные и две одноместные байдарки и две ледянки, т. е. шлюпки на санях. Были полозья для всех шлюпок на случай гибели корабля, ког­ да бы пришлось тащить их по льду до берега. Для всех матросов им ел ­ ся полный набор теплого платья, состоявший из кухлянок, торбазов, сделанных из оленьих шкур, валенок, полушубков, меховых шапок, трех сотен шерстяного егеровского белья, норвеж ских вязанок и р у ­ кавиц. Командный состав обязан был обзаводиться таким ж е теплым платьем на свой счет. Для всего личного состава имелись двух сортов лыжи: одни короткие, широкие, на которых легко ходить, но нельзя развивать большой скорости, и узкие, длинные, так называемые го­ ночные. Уменье ходить на лыжах было обязательным для всего соста ­ ва экспедиции . Для производства разных научных исследований и на­ блюдений на каждом корабле имелось все необходимое; приборы для морской2 и береговой съемки, для магнитных, астрономических и м е­ теорологических наблюдений, причем для посл едних имелись также 1Пиронафт - продукт перегонки нефти, употребляемый для освещения в специаль­ ных лампах. - Сост. 2Морская съемка была выбрана основным методом производства гидрографиче­ ских работ. При его использовании «...береговая линия наносится на подготовленный планшет (картографическую сетку) по пеленгам (направлениям) на ориентиры , взя­ тым по компасу с идущего вдоль берега судна. Географическое место его периодически определяется астрономическими методами, а между обсервациями - по счислению с одновременным измерением глубин (промером) и обозначением их на планшете (сетке). Начальные и конечные точки пути каждого дневного плавания по возможности привя­ зываются к нанесенным на планшет и обозначенньиы на месте высокоточным береговым астрономическим пунктам (знакам), которые и определяют всю координатную основу планшета. Морская съемка хотя и не отличается очень высокой точностью, но обе­ спечивает получение картографических материалов в кратчайшие сроки, что являлось решающим для данной экспедиции » (Богданов К. А. Российские военные гидрографы - «Колумбы» XX века (к 85-летию открытия Северной Земли). СПб., 2000. С. 9). - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz