Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
432 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач: онов рублей (правда, из документов не совсем ясно, был ли в итоге выплачен этот аванс Телегину, т. к. возникли трудности «по сообра жениям , касающимся распределения денежных знаков»; всего военно- морское командование запрашивало на экспедицию 100 миллионов р убл ей 1), многие трудности со снабжением , материалами и обор удо ванием (начиная с получения обмундирования и чертежей «Вайгача») преодолевались с большим трудом. Экспедиция отправилась к месту проведения работ лишь 21 июля. Телегин и занимающий должность начальника гидрографического от ряда К. И. Кудрявцев сообщали в телеграмме, адресованной в Судо подъемно-спасательный отдел Главного морского технического управ ления: «...дальнейшее ожидание снабжения [и] оборудования угрожало совершенно потерей навигации для работ. [В] текущем году придется ограничиться обследованием положения « Вайгача» и съемкой [с него] ценных частей»2. Причем ни денег, ни оборудования так в Красно ярск прислано не было, и все, что удалось найти для проведения работ, было взято взаймы у различных организаций3. Экспедиция работала до 21 сентября. Как и планировалось, было проведено обследование «Вай гача», а также удалось снять с мели пароход «Север»4. Телегин рассчи тывал продолжить работы в навигацию следующего года, после посту пления средств и прибытия в Красноярск необходимого оборудования, но, по всей видимости, командование Морских сил Республики в даль нейшем отказалось от планов снятия «Вайгача» с камней. В 1923 г. Красноярский отдел местного хозяйства послал для обсле дования «Вайгача» водолазов, которые нашли пароход в хорошем с о стоянии. Отдельно отмечался тот факт, что его паровая машина была обильно смазана маслом до крушения и очень хорошо сохранилась. В 1926 г. сотрудники газеты «Советская Сибирь» обратились к Теле гину, который сообщил, что поднять «Вайгач» можно достаточно легко, и оценил стоимость работ в 150 ООО рублей (при стоимости судна по рядка 1 ООО ООО рублей )5. Но поднимать «Вайгач» так и не стали, а на последней из известных его фотографий (датируемой 1927 г.)6 видно, что корпус судна почти полностью погрузился в воду. В 1984 г. в районе гибели «Вайгача» работали аквалангисты ленин градского подводного клуба «Нево». Их экспедиция была организова- 1Там же. Л. 18, 90об. 2Там же. Л. 99. 3Там же. Л. 58. 4Там же. Л. 66. 5Ф. «Вайгач» надо поднять / / Советская Сибирь. 1926. 13 января. 6 Белов М. И. Советское арктическое мореплавание 1917-1932 гг. / / История от крытия и освоения Северного морского пути. Т. 3. Л., 1959. С. 57.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz