Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

428 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» сандра Викторовича Телегина1. А. В. Телегин (1 8 8 3 - 1 9 3 7 ) - и звест­ ный сибирский инженер, с 1910 г. занимавший должность заведующ е­ го зимовкой судов и мастерских Красноярского затона. Он уж е имел большой опыт успешного проведения спасательных и судоподъемных работ на Енисее, а в 1920 г. побывал и на «Вайгаче». В начале марта проведение водолазных работ было решено передать в ведение Управления по судоподъему на Северном море, базировав­ шегося в Архангельске2. Но от этой идеи вскоре отказались. 16 апреля 1921 г. состоялось совещание при командире главного порта Морских сил Северного моря (Архангельск), посвященное вопросам судоп одъ ­ ема и, главным образом , снятию с камней «Вайгача». На нем присут­ ствовали представители командования порта, командир вспомога­ тельного крейсера «III Интернационал» (так в тот период назывался ледорез «Канада», впоследствии «Ф . Литке») Н. К. Мукалов, бывший командир ледокола «Князь Пожарский» С. Н. Дементьев (оба - опыт­ ные полярные мореплаватели), начальник Обь-Енисейского отряда К. К. Неупокоев и другие компетентные лица. Участники совещания пришли к выводу, что Управление судоподъема на Северном море не сможет выполнить работы по спасению «Вайгача» в силу целого ряда причин, прежде всего из-за отсутствия в его распоряжении должных технических средств и сложностей с переброской их, а также личного состава к месту проведения работ (рассматривался вариант как пере­ хода морем, так и отправки ж елезнодорожным транспортом в Красно­ ярск и дальнейшего следования по Енисею ). Возможность посылки к месту аварии спасательного парохода предусматривалась только в том случае, если у Красноярского районного управления водного транс­ порта не окажется в распоряжении водоотливных помп достаточной мощности3. 21 апреля 1921 г. вышел Приказ командующего Морскими силами Республики и управляющего делами Народного комиссариата по мор­ ским делам № 199, которым устанавливался порядок проведения спаса­ тельной операции по снятию «Вайгача»4. 9 мая начальник Судоподъем ­ но-спасательного отдела Главного морского технического управления докладывал в свой «главк» об условиях сотрудничества командования Морскими силами и Наркомата путей сообщения при проведении спа­ сательной операции. «Работы будут вестись при содействии Главода [Главного управления водного транспорта Наркомата путей сообще- !Там же. Л. 9. 2Там же. Л. 6-7. 3Там же. Л. 87-87об., 101. 4Там же. Л. 90, 95.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz