Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
Н. А. Кузнецов. Гибель ледокольного транспорта «Вайгач» 427 [...] По откачивании необходимо совершенно обеспечить непроница емость откачиваемой части палубы и палубы над пострадавшей бал ластной цистерной. Искусственно созданная непроницаемость должна служить вторым дном, должна быть прочеканена, залита цементом и подперта. [...] Снять с судна уголь в количестве около 300 тонн и все отделимые грузы. [В] этом случае может явиться необходимость по стройки и подведения кессона в носовой части судна. Для выполнения этого плана потребуется составить спасательную партию из двух сильных буксиров, двух водоотливных пароходов, баржи со складом необходимых материалов. В указанной спасательной партии должны быть специалисты:три водолива, двенадцать плотников, два чеканщи ка и два слесаря. Для спасения судна потребуется два периода време ни. Первое - постройка кессонов, которую можно производить зимой в 1920 и 1921 гг., а весной 1921 года все работы по съемке «Вайгача» за кончить [за] полтора-два месяца так, чтобы успеть прибуксировать корабль [в] Енисейск до закрытия навигации 1921 г.»1. Но этот проект осуществлен не был, прежде всего из-за недостатка средств в стране, разоренной Гражданской войной. В 1921 г. Главное гидрографическое управление вновь решило ор ганизовать экспедицию для спасения «Вайгача». Инициатором проек та выступил К. К. Неупокоев - начальник Обь-Енисейского гидрогра фического отряда (и участник плаваний на «Вайгаче» в 1 9 1 0 -1 9 1 5 гг.). Первоначально планировалось провести работы силами Сибирско го округа путей сообщения. Это было связано с тем, что недалеко от «Вайгача» находились затонувший в 1906 г. пароход «Минусинск» и выскочивший на камни в период Гражданской войны «Север». Пред полагалось, что гражданское ведомство предоставит для спасательной операции два лихтера грузоподъемностью по 800 т, лесные материа лы, 150 человек личного состава. Также округ должен был обеспечить буксировку каравана к месту проведения работ и обратно и «оказы вать содействие в оборудовании экспедиции»2. 28 февраля начальник Судоподъемного отдела Главного управления водного транспорта Наркомата путей сообщения сообщил в Главное гидрографическое управление о том, что его ведомство в целом согласно с предлага емыми условиями работы. При этом он подчеркивал, что финансиро вание и техническое снабжение работ должны производиться за счет Главного гидрографического управления. В распоряжение последнего откомандировали техника Сибирского округа путей сообщения Алек *Там же. Л. 37. 2Там же. Ф. р-360. Он. 1. Д. 190. Л. 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz