Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Н. А. Кузнецов. Гибель ледокольного транспорта «Вайгач» 427 [...] По откачивании необходимо совершенно обеспечить непроница­ емость откачиваемой части палубы и палубы над пострадавшей бал­ ластной цистерной. Искусственно созданная непроницаемость должна служить вторым дном, должна быть прочеканена, залита цементом и подперта. [...] Снять с судна уголь в количестве около 300 тонн и все отделимые грузы. [В] этом случае может явиться необходимость по­ стройки и подведения кессона в носовой части судна. Для выполнения этого плана потребуется составить спасательную партию из двух сильных буксиров, двух водоотливных пароходов, баржи со складом необходимых материалов. В указанной спасательной партии должны быть специалисты:три водолива, двенадцать плотников, два чеканщи­ ка и два слесаря. Для спасения судна потребуется два периода време­ ни. Первое - постройка кессонов, которую можно производить зимой в 1920 и 1921 гг., а весной 1921 года все работы по съемке «Вайгача» за ­ кончить [за] полтора-два месяца так, чтобы успеть прибуксировать корабль [в] Енисейск до закрытия навигации 1921 г.»1. Но этот проект осуществлен не был, прежде всего из-за недостатка средств в стране, разоренной Гражданской войной. В 1921 г. Главное гидрографическое управление вновь решило ор­ ганизовать экспедицию для спасения «Вайгача». Инициатором проек­ та выступил К. К. Неупокоев - начальник Обь-Енисейского гидрогра­ фического отряда (и участник плаваний на «Вайгаче» в 1 9 1 0 -1 9 1 5 гг.). Первоначально планировалось провести работы силами Сибирско­ го округа путей сообщения. Это было связано с тем, что недалеко от «Вайгача» находились затонувший в 1906 г. пароход «Минусинск» и выскочивший на камни в период Гражданской войны «Север». Пред­ полагалось, что гражданское ведомство предоставит для спасательной операции два лихтера грузоподъемностью по 800 т, лесные материа­ лы, 150 человек личного состава. Также округ должен был обеспечить буксировку каравана к месту проведения работ и обратно и «оказы­ вать содействие в оборудовании экспедиции»2. 28 февраля начальник Судоподъемного отдела Главного управления водного транспорта Наркомата путей сообщения сообщил в Главное гидрографическое управление о том, что его ведомство в целом согласно с предлага­ емыми условиями работы. При этом он подчеркивал, что финансиро­ вание и техническое снабжение работ должны производиться за счет Главного гидрографического управления. В распоряжение последнего откомандировали техника Сибирского округа путей сообщения Алек­ *Там же. Л. 37. 2Там же. Ф. р-360. Он. 1. Д. 190. Л. 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz