Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
426 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» своего преемника (сам Гекович хотел оставить службу по состоянию здоровья )1. По всей видимости, военные моряки сразу от идеи прове дения экспедиции не отступились и даже выбрали для ее осущ ествле ния пароход «Ангара». Но Гекович 2 августа заявил, что такой вариант также проблематичен вследствие задержки с прибытием в Красно ярск парохода «Туруханск», который долж ен был выполнить четвер тый рейс за навигацию и доставить грузы на Диксон для экспедиции Б. А. Вилькицкого (которая вышла из Архангельска), а на обратном пути забрать рыбу с промыслов в низовьях Енисея и снабдить ры баков продовольствием. В случае отмены рейса рыбакам грозило бы бедствие2. В тот же день Морское министерство санкционировало от мену экспедиции и «дало добро» на выход «Ангары» в четвертый рейс (вместо «Туруханска»)3. Нужно отметить, что причины отмены были объективными: «Ангара» с двумя лихтерами (на которых находились грузы для Морского министерства) под командованием К. А. Мецайка вышла только 13 августа, а «Туруханск» в это время только прибыл в Енисейск4. Следующая попытка спасения «Вайгача» была предпринята уж е после падения правительства Колчака и отступления его армий. 25 мая 1920 г. начальник Главного гидрографического управления П. В. М ес сер докладывал командующему Морскими силами Республики о том, что работы по снятию с камней «Вайгача» желательно поручить кора бельному инженеру Е. В. Кащику. Штабс-капитан Корпуса корабель ных инженеров Евгений Владимирович Кащик, выпускник Морского инженерного училища императора Николая I 1914 г., служивший во время Гражданской войны в составе речных боевых Камской и Обь- Иртышских флотилий, в этот момент находился в распоряжении на чальника военных сообщ ений 5-й армии5. Он еще 17 февраля 1920 г. сделал доклад о возможности проведения работ на «Вайгаче» руко водству Красноярского районного управления водного транспорта. В нем он предлагал следующие меры для спасения судна: «[...] Необ ходимо искусственно сделать грузовую ватерлинию у затонувшей ча сти судна, для чего выстроить деревянный водонепроницаемый забор у кормовой части судна. [...] Заделать пробками все кингстоны и другие отверстия в наружной обшивке. [...] Сделав водонепроницаемость кор пуса, за исключением поврежденной части, начать откачивание воды. 1 ГАРФ. Ф. р-181. Оп. 1.Д .72.Л . 6 . 2Там же. Л. 8 , 10-14. 3Там же. Л. 18. 4Там же. Л. 21. 5 РГАВМФ. Ф. р-1. Он. 3. Д. 670. Л. 32.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz