Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
422 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» из Архангельска для Диксона, и погрузке части «сибирской» провизии на «Таймыр». После завершения перегрузки необходимо было подтя нуть большой лихтер по мелководью вплотную к берегу, чтобы его не унесло со льдом. Это удалось сделать с большим трудом. Вилькицкий писал в своем рапорте: «Команда работала без устали и отлично. Люди очень интересовались состоянием льда в проливах и дан ными о времени прекращения навигации. Угля оставалось на „Таймыре “ дней на 10 ходу. В Югорском Шаре держался лед, о других проливах све дений не было. С27 сентября начались морозы, доходившие до - 6 °. Время было небывало позднее, едва ли был случай, чтобы какой-ли- бо корабль, идя на запад, когда-либо рискнул остаться в этом море до октября. Воображение команды очень занимала экспедиция Брусилова, которая, войдя в Карское море 17 сен[тября] н. с., уже не могла пройти [дальше] и попала в погубивший ее полярный дрейф. „Таймыр“против этого срока задерживался уже третью неделю »'. 3 октября, закончив работы, «Таймыр» покинул Диксон. 6 октября транспорт прошел пролив Югорский Шар и затем прибыл в Архангельск2. Вилькицкий писал о том, что главной причиной аварии была неточ ность карт, т. к. «Вайгач» и «Таймыр» выскочили на мель у Ефремова Камня, не дойдя по счислению до траверза этого мыса 5 миль. «При пройденном от Диксона расстоянии в 20 миль нельзя такую ошибку приписать неточности счисления, тем более что и зюйдовый ветер, и могучее течение Енисея должны бы были повлиять на верность счис ления в обратную сторону». Вилькицкий отмечал, что риф у Ефремова Камня был неверно указан как на морской карте, изданной Главным ги дрографическим управлением, так и на лоцманской карте, выпущенной Министерством путей сообщения. Более того, уже после гибели «Вай гача» ему удалось выяснить, что суда выскакивали на этот риф и ранее (в частности, пароход «Лена» в 1912 г.). Он завершил свой рапорт словами: «Можно думать, что если бы был какой-либо орган, ответственный за безопасность мореплавания в этом море, то, естественно, все эти сведения [имеются в виду результаты работ землемерной экспедиции 1 9 0 9 -1 9 1 2 гг., организованной Управлением государственных иму- ществ Енисейской губернии, переданные в Главное гидрографическое управление, но не нашедшие отражения на морских картах. - Сост.] были бы собраны и опубликованы раньше и вверенной мне экспедиции не пришлось бы пла?пить за получение этих данных такой ужасной це ной - ценой гибели корабля»3. 1 ГАРФ. Ф. р-7492. On. 1. Д. 20. Л. 15. 2 Там же. :!РГАВМФ. Ф. р-898. On. 1. Д. 10. Л. 45об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz