Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Н. А. Кузнецов. Гибель ледокольного транспорта «Вайгач» 421 от союзного командования - поручик Г. Л. Вульфиус и от командующе­ го флотилией - мичман В. А. Подгорный. К этому времени на «Таймыре» загрязнился котел, который н уж ­ дался в чистке (в противном случае было невозможно поддерживать должный уровень пара). Вечером 20 сентября к «Таймыру» при­ шел пароход «Север» под командованием капитана малого плавания К. А. Мецайка, который в то же время являлся старшим агентом «Ка­ зенного срочного пароходства на реке Енисей». В задачи «Севера» входила доставка провизии для «Таймыра», «Вайгача», а также для Диксона. Об этом Б. А. Вилькицкий договорился с И. А. Молодых (д е ­ ятелем «Союза сибиряков-областников», впоследствии - товарищем министра продовольствия и снабжения в правительстве А. В. Колча­ ка) еще в начале 1918 г.1 В случае участия «Севера» в спасении «Вайгача» он не успел бы выполнить свои основные задачи, поэтому от его использования при­ шлось отказаться. 21 сентября «Таймыр» пошел дальше, через два дня он встретил «Туруханск» с командой «Вайгача» на борту и тремя лихте­ рами на буксире (на одном из которых и находилась команда ледоколь­ ного парохода, а также спасенное имущество, которое удалось снять практически в полном объеме). Большую часть груза, который удалось спасти с «Вайгача», отправили в Красноярск (т. к. он предназначался для Усть-Енисейска). Выяснилось, что со времени ухода «Таймыра» «Вайгач» сел еще глубже кормой и получил крен в 10°. С лихтера взя­ ли людей, которых необходимо было вернуть в Архангельск. Личному составу радиостанции в Дудинке были оставлены инструкции по уста­ новке станции, и «Таймыр» продолжил путь, выслав вперед катер для промера глубины. 24 сентября встретили пароход «Орел», с которого приняли стар­ шего лейтенанта Тихменева, а затем - пароход «Север». 25 сентября на «Таймыре» продолжили щелочение второго котла, перегружали уголь, а с «Севера» в это время выгружали на лихтер запасы для Диксона и также занимались погрузкой угля. В полдень 26 сентября «Таймыр» пошел на Диксон (куда прибыл через два дня), а «Север» - вверх по Енисею (с командиром «Вайгача» на борту). По прибытии на Диксон выяснилось (от матросов, ходивших к полузатопленному судну на ка­ тере с радиостанции), что корма «Вайгача» совсем погрузилась в воду и что водой покрыта и практически вся верхняя палуба. Придя на Диксон, не теряя времени, на «Таймыре» приступили к чистке котла, переборке механизмов, выгрузке продуктов, привезенных 1 Вилькицкий Б. Указ. соч. С. 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz