Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

420 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» судна. К утру из-за продолжающегося затопления междудонных отсе­ ков пришлось погасить один котел. 9 сентября была предпринята еще одна неудачная попытка сняться с помощью «Таймыра». К 16 часам пришлось погасить второй котел (причем кочегары работали уж е по пояс в воде). После прекращения паров перестала работать водоотливная система, и спасти «Вайгач» без посторонней помощи возможности не было, а «Таймыр» один с этой за­ дачей не справлялся. В силу этого начальником экспедиции было при­ нято решение об оставлении судна и эвакуации с него всего возможного имущества, которое было перевезено на «Таймыр». В 5 часов утра 10 сентября «Таймыр» продолжил свой путь, двигаясь по Енисейской губе. В тот же день он встретил пароход «Туруханск», на который перешла команда «Вайгача», для того чтобы отправиться в на­ ходящееся недалеко село Гольчиха за лихтером. Предполагалось, что до этого пароход подойдет к Ефремову Камню, но его капитан был н едо­ статочно знаком с навигационной обстановкой в том районе, а часть ко­ манды (по мнению Вилькицкого, пропитанной большевистским духом ) отказалась участвовать в опасном мероприятии. В итоге и сам «Туру­ ханск» сел на мель, а сняться ему помог «Таймыр». Впрочем, 12 сентя­ бря выскочил на мель и он, но сняться с нее удалось достаточно бы­ стро (всего же за этот поход «Таймыр» садился на мель четыре раза). Основной задачей «Туруханска» было взять на борт рыбаков, ведущих промысел в низовьях Енисея, поэтому команду «Вайгача» его капитан пересадил на пароход «Лена». В районе аварии «Вайгача» собралось три парохода - «Туруханск», «Лена» и небольшой речной пароходик «Орел», который не мог ока­ зать существенной помощи. Время стремительно уходило, т. к. на­ вигационный период заканчивался. Вилькицкий предполагал даже вариант зимовки «Таймыра» недалеко от места посадки «Вайгача» на мель - в Луковой протоке. Кроме того, возникли сложности с ко­ мандой «Таймыра». Начальник экспедиции писал: «Команда „Таймы­ ра" работала хорошо, но с оставшейся частью вайгачской было много осложнений. Лучшие матросы „Вайгача “ушли с командиром к своему гибнущему кораблю, остались люди, которые думали о своей наживе, норовя разделить и растащить казенное имущество, боялись ехать в Сибирь и в Архангельск и непрестанно предъявляли требования и не считались ни с чем». И з-за этого утром 19 сентября, встретив «Лену», починившую кот­ лы и собирающуюся идти вверх по Енисею, командир экспедиции спи ­ сал на нее 17 «вайгачских» матросов и 6 «таймырских», дав им расчет. На «Лену» же перешли с «Таймыра» и курьеры, посланные в Сибирь:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz