Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
420 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» судна. К утру из-за продолжающегося затопления междудонных отсе ков пришлось погасить один котел. 9 сентября была предпринята еще одна неудачная попытка сняться с помощью «Таймыра». К 16 часам пришлось погасить второй котел (причем кочегары работали уж е по пояс в воде). После прекращения паров перестала работать водоотливная система, и спасти «Вайгач» без посторонней помощи возможности не было, а «Таймыр» один с этой за дачей не справлялся. В силу этого начальником экспедиции было при нято решение об оставлении судна и эвакуации с него всего возможного имущества, которое было перевезено на «Таймыр». В 5 часов утра 10 сентября «Таймыр» продолжил свой путь, двигаясь по Енисейской губе. В тот же день он встретил пароход «Туруханск», на который перешла команда «Вайгача», для того чтобы отправиться в на ходящееся недалеко село Гольчиха за лихтером. Предполагалось, что до этого пароход подойдет к Ефремову Камню, но его капитан был н едо статочно знаком с навигационной обстановкой в том районе, а часть ко манды (по мнению Вилькицкого, пропитанной большевистским духом ) отказалась участвовать в опасном мероприятии. В итоге и сам «Туру ханск» сел на мель, а сняться ему помог «Таймыр». Впрочем, 12 сентя бря выскочил на мель и он, но сняться с нее удалось достаточно бы стро (всего же за этот поход «Таймыр» садился на мель четыре раза). Основной задачей «Туруханска» было взять на борт рыбаков, ведущих промысел в низовьях Енисея, поэтому команду «Вайгача» его капитан пересадил на пароход «Лена». В районе аварии «Вайгача» собралось три парохода - «Туруханск», «Лена» и небольшой речной пароходик «Орел», который не мог ока зать существенной помощи. Время стремительно уходило, т. к. на вигационный период заканчивался. Вилькицкий предполагал даже вариант зимовки «Таймыра» недалеко от места посадки «Вайгача» на мель - в Луковой протоке. Кроме того, возникли сложности с ко мандой «Таймыра». Начальник экспедиции писал: «Команда „Таймы ра" работала хорошо, но с оставшейся частью вайгачской было много осложнений. Лучшие матросы „Вайгача “ушли с командиром к своему гибнущему кораблю, остались люди, которые думали о своей наживе, норовя разделить и растащить казенное имущество, боялись ехать в Сибирь и в Архангельск и непрестанно предъявляли требования и не считались ни с чем». И з-за этого утром 19 сентября, встретив «Лену», починившую кот лы и собирающуюся идти вверх по Енисею, командир экспедиции спи сал на нее 17 «вайгачских» матросов и 6 «таймырских», дав им расчет. На «Лену» же перешли с «Таймыра» и курьеры, посланные в Сибирь:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz