Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

418 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» 7 сентября. В 10 ч дня пришли на Диксон. Море все время совершенно чисто ото льда»'. После прибытия на рейд острова Диксон «Таймыру» и «Вайгачу» предстояло выполнить следующие задачи: с «Таймыра» нужно было выгрузить привезенное на Диксон имущество, а затем произвести вы­ грузку в Усть-Енисейске. С «Вайгача» предстояло разгрузить радио­ станции и запасы в Усть-Енисейске и Дудинке, а личному составу обоих судов - помочь скорейшему оборудованию радиостанций и по­ стройке радиомачт. С помощью одного из транспортов планировалось провести разведку ледовой обстановки в северной части Карского моря, также было необходимо тщательно вычистить котлы и развальцевать в них трубки, перебрать механизмы2. 8 сентября в 10 часов 50 минут утра корабли снялись с якоря. Виль­ кицкий писал: «имея в виду, что корабли являются гидрографическими, что в силу этого они должны пользоваться всяким случаем, чтобы по­ полнить промер и облегчить здесь плавание будущим мореходам, мною здесь, как и обычно, был выбран путь с таким расчетом, чтобы проло­ жить на карте новый галс глубин »3. В 13 часов 50 минут, не доходя 10° до траверза мыса Ефремов Ка­ мень, «Вайгач» выскочил на подводный риф, по-видимому, идущий от мыса в том месте, где на карте обозначена глубина 18,3 м. В настоящее время это место обозначено в лоции как скала Вайгач. В ее описании отмечено, что « измерение глубин, даже на малом ходу, не может свое­ временно предупредить о приближении к ней»Л. Сразу же после аварии «Таймыру» просигналили: «Дать задний ход», но по инерции на камень выскочил и он. Откачав часть воды из носовой балластной цистерны, «Таймыр» снялся с мели. «Вайгач» получил следующие повреждения: были заполнены водой вторая балластная цистерна (58 т) и первый междудонный отсек (40 т). Через некоторое время водой стал наполняться и второй междудонный отсек, находящийся под котлами. Около 17 часов была предпринята по­ пытка сняться с мели с помощью «Таймыра», но якоря ползли в грунте, а «Вайгач» с места так и не сдвинулся. Еще до этого началась перегруз­ ка угля на «Таймыр» (всего, согласно расчетам, его необходимо было облегчить на 70 т, но даже при такой разгрузке, как писал Вилькицкий, не было уверенности в удаче). Усилившийся ветер бил о камни корпус ' ГАРФ. Ф. р-7492. On. 1. Д. 20. Л. 14-14об. 2 Ход событий 7 сентября - 6 октября 1918 г., описываемых в статье, изложен в ос­ новном по рапорту Б. А. Вилькицкого командующему Флотилией Северного Ледовито­ го океана контр-адмиралу Н. Э. Викорсту (РГАВМФ. Ф. р-898. On. 1. Д. 10. Л. 36-45об.). ’Там же. Л. Збоб. 4 Лоция Карского моря. Часть II. Обь-Енисейский район. СПб., 2001. С. 171.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz