Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Г ЛАВА I Возникновение Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ее работы в 191 0 и 191 1 гг В одном из первых заседаний Комитета по постройке Сибирской ж елезной дороги1была рассмотрена записка управляющего М ор­ ским министерством об исследовании Северного морского пути в Сибирь ввиду того большого значения, которое он может иметь для постройки Сибирской ж елезной дороги как путь, удобный для достав­ ки материалов. К сожалению, своевременно путем этим не восполь­ зовались, и лишь в 1905 г. был благополучно доставлен из Англии в устье Енисея большой груз рельсов2. После Русско-японской войны и, главным образом, после исполненного трудностей и лишений так тра­ гически окончившегося похода эскадры адмирала Рожественского во­ круг мыса Доброй Надежды внимание правительства и общества снова обратилось к этому вопросу, вследствие чего в 1906 г. при Главном ги­ дрографическом управлении была образована особая комиссия для его обсуждения. Основываясь на всестороннем изучении всех имевшихся данных, эта комиссия признала возможным практическое использова­ ние этого пути, если только будет изучено в физическом отношении море у полуострова Таймырского и произведены гидрографические исследования у берегов Северного Ледовитого океана от устья реки Енисей на восток. Специально для этой цели были заложены в апреле 1907 г. на вер­ фи Невского судостроительного завода в Петербурге два корабля л е­ 1Комитет Сибирской ж. д. был учрежден 24 февраля 1893 г. - Ред. Все даты приведе­ ны но юлианскому («старому») стилю. - Сост. 2В 1893 г. состоялась экспедиция по доставке строительных материалов и рельсов для Транссибирской железной дороги под командованием лейтенанта Л. Ф. Добротвор- ского. Перевозкой грузов на морских судах занималась английская торгово-транспорт- ная фирма, а доставкой их по реке - суда «Лейтенант Овцын», «Лейтенант Малыгин» и баржа «Лейтенант Скуратов», построенные в Англии и в том же году пришедшие на Енисей. В 1905 г. состоялась Северная морская экспедиция Министерства путей сооб­ щения, в ходе которой на Енисей был проведен караван из 15 судов и доставлены грузы для Сибирской железной дороги. - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz