Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Д убравин Л. И. Общее расположение, оборудование и судовые устройства судов «Таймыр» и «Вайгач» и опыт их эксплуатации в экспедиции 1910-1915 гг. входе в пролив Мушкетова лед оказался более разреженным. В проливе суда шли переменными ходами среди раздробленного разреженного льда. Затем лед стал редким. По мнению Н. И. Евгенова, суда успешно преодолевали встречае­ мый лед, что не могли бы выполнить деревянные суда, для которых по­ требовались бы значительные вынужденные стоянки в ожидании бла­ гоприятной ледовой обстановки. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Суда «Таймыр» и «Вайгач» прошли самостоятельно Северным мор­ ским путем с востока на запад с одной вынужденной зимовкой, встретив исключительно тяжелую ледовую обстановку в проливе Вилькицкого. Таким образом, суда в результате перехода оказались достаточно проч­ ными по корпусу, линии вала, а также они оказались приспособлен­ ными по обитаемости для данных условий плавания. Следовательно, доложенные в проекте данные в отношении формы и теоретического чертежа, конструкции корпуса и механизмов судов оказались правильными, вместе с тем суда были качественно постро­ ены целиком из отечественных материалов. Однако не только плавания этих судов в 1 9 1 0 -1 9 1 5 гг. показали их положительные качества, они подтверждались и в дальнейшем на про­ тяжении десятилетий, в частности, «Таймыр» в 1932 г., во время Вто­ рого международного полярного года, был использован в Таймырской гидрографической экспедиции, где проводились комплексные научно- исследовательские работы в северо-восточной части Карского моря1. Кроме этого, «Таймыр» в 1938 г. самостоятельно, без обеспечения ле­ доколами, выполняя правительственное задание, пробился зимой в тя­ желых гренландских льдах к дрейфующей станции «Северный полюс - 1», что было, пожалуй, самым тяжелым испытанием для «Таймыра»2. В заключение нам хотелось бы обратить внимание и на то, что суда типа «Таймыр» и «Вайгач» могут быть приняты в известной мере как прототипы гидрографических ледокольных экспедиционных судов для исследования Северного морского пути и высоких широт Северного Ледовитого океана. Конечно, в этом случае такие суда должны быть о с­ нащены прогрессивными дизель-электрическими главными механиз­ мами или атомными установками. 1 В числе исследовательских работ производились наблюдения над деформацией корпуса корабля на волнении и в ледовой обстановке. - Авт. 2 Автору настоящей статьи довелось производить осмотр судна после его перехода. На борту судна были значительные вмятины, особенно одна, площадью порядка 5 -7 м2. Однако эти вмятины были с небольшой стрелкой прогиба. Они представлялись весьма плавными и неопасными. - Авт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz