Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
Д убравин Л. И. Общее расположение, оборудование и судовые устройства судов «Таймыр» и «Вайгач» и опыт их эксплуатации в экспедиции 1910-1915 гг. входе в пролив Мушкетова лед оказался более разреженным. В проливе суда шли переменными ходами среди раздробленного разреженного льда. Затем лед стал редким. По мнению Н. И. Евгенова, суда успешно преодолевали встречае мый лед, что не могли бы выполнить деревянные суда, для которых по требовались бы значительные вынужденные стоянки в ожидании бла гоприятной ледовой обстановки. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Суда «Таймыр» и «Вайгач» прошли самостоятельно Северным мор ским путем с востока на запад с одной вынужденной зимовкой, встретив исключительно тяжелую ледовую обстановку в проливе Вилькицкого. Таким образом, суда в результате перехода оказались достаточно проч ными по корпусу, линии вала, а также они оказались приспособлен ными по обитаемости для данных условий плавания. Следовательно, доложенные в проекте данные в отношении формы и теоретического чертежа, конструкции корпуса и механизмов судов оказались правильными, вместе с тем суда были качественно постро ены целиком из отечественных материалов. Однако не только плавания этих судов в 1 9 1 0 -1 9 1 5 гг. показали их положительные качества, они подтверждались и в дальнейшем на про тяжении десятилетий, в частности, «Таймыр» в 1932 г., во время Вто рого международного полярного года, был использован в Таймырской гидрографической экспедиции, где проводились комплексные научно- исследовательские работы в северо-восточной части Карского моря1. Кроме этого, «Таймыр» в 1938 г. самостоятельно, без обеспечения ле доколами, выполняя правительственное задание, пробился зимой в тя желых гренландских льдах к дрейфующей станции «Северный полюс - 1», что было, пожалуй, самым тяжелым испытанием для «Таймыра»2. В заключение нам хотелось бы обратить внимание и на то, что суда типа «Таймыр» и «Вайгач» могут быть приняты в известной мере как прототипы гидрографических ледокольных экспедиционных судов для исследования Северного морского пути и высоких широт Северного Ледовитого океана. Конечно, в этом случае такие суда должны быть о с нащены прогрессивными дизель-электрическими главными механиз мами или атомными установками. 1 В числе исследовательских работ производились наблюдения над деформацией корпуса корабля на волнении и в ледовой обстановке. - Авт. 2 Автору настоящей статьи довелось производить осмотр судна после его перехода. На борту судна были значительные вмятины, особенно одна, площадью порядка 5 -7 м2. Однако эти вмятины были с небольшой стрелкой прогиба. Они представлялись весьма плавными и неопасными. - Авт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz