Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
412 Л едокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» округлым обводам судна и, по-видимому, большой толщине льда, дви гающегося около судна1. В сентябре 1914 г. большое по силе сжатие льдами выдержал «Вай гач» в районе залива Толля у берегов полуострова Оскара. Судно на ходилось в битом льду, который сравнительно равномерно был распо ложен около борта. Только отдельные льды были более значительных размеров и выделялись среди общей массы льда. Во время сжатия су д но получило значительный крен, который достиг 90°, но не получило заметных повреждений, причем при сжатии судно было приподнято льдом на 3 0 ,0 -4 0 ,0 см. Работа гидрографического судна «Вайгач» в тяжелых льдах проис ходила одновременно с работой «Таймыра», как уж е отмечалось ранее. Во время этой работы, когда судно пробивалось среди дрейфующих льдов, «Вайгач» имел некоторые повреждения. К числу этих повреж дений относились: повреждения 2 лопастей гребного винта, а также от ударов об лед и сильных сотрясений в корпусе судна возникла течь. В частности, в третий отсек поступало около 3 тонн воды в час, которая откачивалась. 3. В заключение Н. И. Евгенов отмечает, что «Таймыр» и «Вайгач» в битом льду сплоченностью до 6 - 7 баллов обычно медленно могли про двигаться, используя разводья и полыньи. В конце августа 1915 г., когда лед находился в состоянии таяния, был совершен переход судов про тяжением до 40 миль из центральной части архипелага Норденшельда (пролив Фрама) до района входа в залив Миддендорфа. Ледовая обста новка по пути перехода происходила в различных ледовых условиях. При этом суда использовали каналы между обломками полей и места между массивами крупнобитого льда. Однако среди указанного льда был иногда и весьма мощный лед, а также полыньи, движение судов в описываемых ледовых условиях затруднялось плохой видимостью, и судам приходилось из-за этого останавливаться. Во время движения во льдах наблюдались единичные случаи, когда при маневрировании судов они при ударе кормой об льдины имели обрывы штуртроса руле вого управления. Следуя переменными курсами с различными скоростями хода, суда пробивались иногда каналами и использовали полыньи среди массивов льда, встречаемые по пути следования перемычки форсировались. При 1 Во время зимовки судов «Таймыр» и «Вайгач» сюда прибыл на санных упряжках знаменитый капитан судна «Фрам» Отто Свердруп, который являлся начальником экспедиции Гидрографического управления на специально зафрахтованной для этой экспедиции шхуне «Эклипс». При осмотре повреждений «Таймыра» Свердруп заявил, что подобного сжатия не могло бы выдержать ни одно из существующих деревянных по лярных судов. - Авт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz