Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

410 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» При форсировании льда работе судов «Таймыр» и «Вайгач» благопри­ ятствовало то обстоятельство, что разбитый лед в образуемом канале, как отмечает Н. И. Евгенов, выносило из канала встречным западным ветром. Благодаря тому, что суда имели парусное вооружение и на них была поставлена на грот-мачте бизань «на ветер», их корму не заносило в сторону при заднем ходе. Работа по форсированию льда судами продолжалась около суток, причем местами толщина льда не превышала 60 см, однако суда про­ двигались во льду очень медленно. За сутки суда продвинулись все­ го на 2 ,5 -3 ,0 мили. К окончанию работы общий канал, образующийся при форсировании льда, был значительно сужен, поэтому было решено вернуться в исходное положение на кромку льда. Обратное движение кораблей оказалось весьма быстрым, а именно суда прошли это рассто­ яние за каких-нибудь 1 5 -2 0 мин. Это обстоятельство в известной мере указывает на то, что лед, форсируемый судами «Таймыр» и «Вайгач», был значительно мощнее, чем могли преодолевать данные суда. 2. Касаясь сжатия судов льдами, Н. И. Евгенов в своей обобщенной характеристике обращает внимание на наиболее сильное сжатие, кото­ рому подвергался «Таймыр» в сентябре 1914 г. в районе к северо-западу от островов Фирнлея (пролив Вилькицкого). Во время сжатия судно имело ряд существенных повреждений. У с ­ ловия, при которых произошло сжатие, были следующими. Судно на­ ходилось в полыньях и переходило из одной полыньи в другую полы­ нью, причем, как отмечает Н. И. Евгенов, одна из полыней была весьма больших размеров, другая меньших размеров и в поперечнике состав­ ляла не менее 2 миль. Во время форсирования перемычки между указанными полынья­ ми началось сжатие льдов. Скорость сжатия весьма быстро нарастала, и «Таймыру» отойти назад не представлялось возможным. Ледяное поле, находящееся по правому борту, помимо своего по­ ступательного движения, направленного к месту нахождения судна, совершало вращательное движение против часовой стрелки. Оно как бы катилось по кромке много большего по размерам другого поля. По образному замечанию Н. И. Евгенова, указанная льдина представляла «...вращающийся диск круглой пилы с ее зубцами, воздействующими на корпус корабля»1. При сжатии значительного крена судна не наблюдалось. Интенсивное сжатие продолжалось порядка 5 - 1 0 минут. В результате сжатия были деформированы 22 шпангоута. Местами они не только прогнулись, но и 1Евгенов Н. И. Отдельные характеристики встречающихся льдов при плавании «Таймыра» и «Вайгача» в отношении их проходимости (рукопись 1959 г.). - Авт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz