Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Д убравин А. И. Общее расположение, оборудование и судовые устройства судов «Таймыр» и «Вайгач» и опыт их эксплуатации в экспедиции 1910-1915 гг. волнении и на случай выхода из строя машины или вало-винтовой группы1, а также как дополнительное средство для увеличения скоро­ сти хода судов, т. е. одновременной работы главных судовых м еханиз­ мов и применения парусов. О ПЫТ Э К С П Л У А Т А Ц И И С У Д О В В Э К С П Е Д И Ц И И 1 9 1 0 - 1 9 1 5 ГГ. 1. Наиболее трудные условия ледового плавания, где суда прошли тяжелые испытания, оказались в 1913 г. в проливе Вилькицкого. По обобщающей характеристике, составленной Н. И. Евгеновым, лед в проливе Вилькицкого в сентябре 1913 г. был неподвижным, по- видимому, годовалым, толщиною 8 0 - 9 0 см и простирался до видимого горизонта. Осмотр этого льда производился А. М. Лавровым, совершив­ шим экскурсию на мыс Челюскин (в сентябре месяце). По его наблю­ дениям, лед представлял собою отдельные льдины толщиною до 1,2 м, причем они были спаяны между собою более тонким льдом. В этой связи Н. И. Евгенов замечает, что, по наблюдениям с борта судна, лед казался более однородным и гладким. Во время своей экскурсии к бе­ регу А. М. Лавров обратил внимание еще и на то обстоятельство, что лед по направлению к берегу был совершенно гладкий. Верхний слой льда был толщиною 4 - 5 см, причем под этим тонким льдом находился слой воды, по высоте равный около 15 см. Далее под упомянутым слоем воды был толстый лед. 12 сентября (того же 1913 г.), как отмечает Н. И. Евгенов, было при­ нято решение форсировать упомянутый лед. Форсирование льда с це­ лью дальнейшего продвижения на запад началось в 15 ч 30 мин одно­ временно судами «Таймыр» и «Вайгач». Оба судна сохраняли строй фронта и шли на параллельных курсах, находясь друг от друга на рас­ стоянии 9 0 - 1 4 0 м. Перед началом форсирования льда дифферент судна на корму со ­ ставлял около 1,0 м, что, по мнению судового состава, должно было спо­ собствовать более эффективной ломке льда. При ходе вперед во время «разбега» машина развивала 105 об/мин , что соответствовало на чистой воде скорости хода 1 0 -1 1 узлов и, соответственно, мощности около 8 0 0 -9 0 0 и. л. с. Во время отхода назад машина работала малым ходом, чтобы сохранить гребной винт от случайного удара о тяжелую льдину. 1Нельзя не отметить предусмотрительности лиц, подготавливающих экспедицию, и в этом вопросе, который не потерял своего значения с внедрением паровой машины и применением в качестве движителя гребного винта. Так, ледокольный пароход «Сиби­ ряков» в 1932 г. потерял гребной винт, поставил примитивные паруса и смог двигаться в разреженных льдах, пока ему не была оказана помощь. - Авт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz