Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

408 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» 5. Швартовое устройство состояло из 8 специальных кнехтов с д у ­ бовыми подушками, расположенными на палубе, и 6 вертикальных ро­ ульсов. Обтяжка и натяжение тросов обеспечивались, как отмечалось ранее, барабанами брашпиля, носовой и кормовой лебедками, которые имели боковые барабаны для троса. Р А ЗНЫЕ С У Д О ВЫЕ У С Т Р О Й С Т В А К числу разных судовых устройств, на которые следует обратить вни­ мание, относились, например: леерные стойки, установленные на верхней палубе, где фальшборт отсутствовал. Уместно будет отметить, что благо­ даря отсутствию фальшборта исключалась возможность образования льда на палубе при низких температурах воздуха и при накате на палубу волн. Леерные стойки были сделаны из кованой стали, они имели отверстия для промежуточных, горизонтально расположенных трубчатых лееров. Пору­ чень леерного устройства был изготовлен из тикового дерева. Заслуживают внимания также водонепроницаемые двери в попереч­ ных переборках на жилой палубе, они были сделаны из листовой ста­ ли, с рамками на переборках из угловой стали. Дверь имела 2 петли и 4 задрайки из кованой стали на резиновых прокладках. Размеры дверей были 1350 х 600 мм, высота комингса составляла 925 мм1. Большое внимание было уделено горловинам, расположенным на верхней палубе (в количестве 18 единиц), для погрузки угля. Они были выполнены глухого типа с нижними решетками2. Задрайка горловин предусматривалась аналогично транспортным судам. Горловины для перегрузки угля, которых было 8, сделаны оваль­ ной формы с водонепроницаемой крышкой на петлях и 4 задрайками с уплотнительной резинкой. Наконец, горловины второго дна в каждом отсеке (1 0 ) междудонного пространства, диаметром 500 мм, имели 3 за ­ драйки на резине. Остается еще отметить парусное вооружение, предусматриваемое на судах. Оно включало: на фок-мачте стаксель и трисель, а на грот- мачте - грот-трисель. Парусное вооружение было сделано в расчете использования парусов при сильном ветре для умерения качки на 1ЦГАВМФ. Ф. 421. On. 1. Д. 23. Л. 94. - Авт. 2Необходимо отметить, что от исправности и надежности горловин при накате волн на палубу при значительной бортовой качке зависит предотвращение попадания воды в угольные ямы. В практике отмечены случаи, когда горловины срывались и затаплива­ лись угольные ямы, суда получали дополнительный крен, а при не полностью занятых угольных бункерах в отсеке появлялась свободная поверхность воды, потеря остойчи­ вости и даже опрокидывание судна. Так, например, было с одним из судов в Беринговом море в 1940 г. - Авт. Речь идет о ледокольном пароходе «Малыгин», погибшем 27 октя­ бря 1940 г. близ берегов Камчатки. - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz