Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
408 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» 5. Швартовое устройство состояло из 8 специальных кнехтов с д у бовыми подушками, расположенными на палубе, и 6 вертикальных ро ульсов. Обтяжка и натяжение тросов обеспечивались, как отмечалось ранее, барабанами брашпиля, носовой и кормовой лебедками, которые имели боковые барабаны для троса. Р А ЗНЫЕ С У Д О ВЫЕ У С Т Р О Й С Т В А К числу разных судовых устройств, на которые следует обратить вни мание, относились, например: леерные стойки, установленные на верхней палубе, где фальшборт отсутствовал. Уместно будет отметить, что благо даря отсутствию фальшборта исключалась возможность образования льда на палубе при низких температурах воздуха и при накате на палубу волн. Леерные стойки были сделаны из кованой стали, они имели отверстия для промежуточных, горизонтально расположенных трубчатых лееров. Пору чень леерного устройства был изготовлен из тикового дерева. Заслуживают внимания также водонепроницаемые двери в попереч ных переборках на жилой палубе, они были сделаны из листовой ста ли, с рамками на переборках из угловой стали. Дверь имела 2 петли и 4 задрайки из кованой стали на резиновых прокладках. Размеры дверей были 1350 х 600 мм, высота комингса составляла 925 мм1. Большое внимание было уделено горловинам, расположенным на верхней палубе (в количестве 18 единиц), для погрузки угля. Они были выполнены глухого типа с нижними решетками2. Задрайка горловин предусматривалась аналогично транспортным судам. Горловины для перегрузки угля, которых было 8, сделаны оваль ной формы с водонепроницаемой крышкой на петлях и 4 задрайками с уплотнительной резинкой. Наконец, горловины второго дна в каждом отсеке (1 0 ) междудонного пространства, диаметром 500 мм, имели 3 за драйки на резине. Остается еще отметить парусное вооружение, предусматриваемое на судах. Оно включало: на фок-мачте стаксель и трисель, а на грот- мачте - грот-трисель. Парусное вооружение было сделано в расчете использования парусов при сильном ветре для умерения качки на 1ЦГАВМФ. Ф. 421. On. 1. Д. 23. Л. 94. - Авт. 2Необходимо отметить, что от исправности и надежности горловин при накате волн на палубу при значительной бортовой качке зависит предотвращение попадания воды в угольные ямы. В практике отмечены случаи, когда горловины срывались и затаплива лись угольные ямы, суда получали дополнительный крен, а при не полностью занятых угольных бункерах в отсеке появлялась свободная поверхность воды, потеря остойчи вости и даже опрокидывание судна. Так, например, было с одним из судов в Беринговом море в 1940 г. - Авт. Речь идет о ледокольном пароходе «Малыгин», погибшем 27 октя бря 1940 г. близ берегов Камчатки. - Сост.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz