Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Д убравин А. И. Общее расположение, оборудование и судовые устройства судов «Таймыр» и «Вайгач» и опыт их эксплуатации в экспедиции 1910-1915 гг. от румпеля к рулевой машинке являлась открытого типа и была весьма простой и в то же время надежной по своей конструкции. Ручной при­ вод был расположен, как обычно, на корме. 2. Якорное устройство состояло из двух становых якорей системы Хол­ ла, один весом 1,4 т, второй - 1,2 т, и такого же веса предусматривался за­ пасной становой якорь. Кроме того, на судне были один стопанкер и один верп, а также шесть ледовых якорей, из них четыре весом по 100 кг. Якор­ ные цепи для становых якорей длиной каждая 194 м (106 морск. саж.)1 имели диаметр звена около 36 мм (17/ 16 дюйма) и были сделаны с распор­ ками. Стопора якорь - цепи были приняты системы «Льгофа». Паровой брашпиль распространенной в то время системы «Кларк Чампам» имел боковой барабан для тяги перлиней, скорость вращения барабана могла быть дана большая, чем скорость вращения якорной цепи. Предусматривалась возможность работы брашпиля вручную. 3. Шлюпочное устройство включало: один моторный катер дл. 6,7 м, три шестивесельных вельбота дл. около 6,0 м, две двойки дл. 3,6 м, две ледянки дл. 3,0 м2 и четыре байдарки, из которых две были одномест­ ные и две двухместные. Вельботы-двойки и моторный катер помеща­ лись на рострах, а ледянки и байдарки - на надстройке. Шлюпбалки для спуска плавучих средств применялись обыкновен­ ного типа3, поворотные, обеспечивающие спуск шлюпок на виду, по правилам Регистра того времени, при крене до 15°. Таких шлюпбалок на судне было шесть пар, или 12 единиц шлюпбалок. В носовой части по правому борту находился крамбол с блоками для гидрологических работ грузоподъемностью 1,3 т. 4. Грузовое устройство состояло из двух грузовых стрел, располо­ женных (по одной стреле) на фок- и грот-мачтах. На фок-мачте гру­ зоподъемность стрелы была 1,5 т, а на грот-мачте грузоподъемность стрелы составляла 2,0 т. Для подъема груза с помощью указанных стрел в носовой части на верхней палубе находилась паровая лебедка, обладающая подъемной силой 1,5 т, и аналогичной системы кормовая лебедка, также установленная на верхней палубе, грузоподъемностью 5,0 т. Грузовые люки в соответствии с расположением грузовых стрел и лебедок находились в носу и корме на верхней палубе. Оба трюма предназначались для хранения провизии. Сообщ ение трюмов с пом е­ щениями, находившимися под грузовыми трюмами, как уж е отмеча­ лось ранее, осуществлялось через водонепроницаемую шахту со вхо­ дом из жилой палубы. ‘ ГИАЛ. Ф. 1164. Оп. 1.Д.301 (1909). Л. 120 .-Авт . 2Там же. Д. 230 (1908). Л. 15, 38, 41, 48. - Авт. 3Поздюшш В. Л. Судовые устройства. М.-Л., 1932. С. 95. - Авт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz