Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

406 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» Обшивка поперечных переборок, бани и камбуза являлась деревян­ ной толщиной 15 мм; она была поставлена не расстоянии 150 мм от упомянутых переборок. Пространство между стальной и деревянной обшивками заполнялось аналогичными материалами, как и подшивка верхней палубы. Все крепления обшивки были выполнены из оцинкованной стали. Таким образом, изоляция жилых и служебных помещений была весьма основательной. Нельзя не отметить, что устройство упомянутой изоляции данной конструкции было предписано Морским техническим комитетом и утверждено А. Н. Крыловым, в отличие от значительно ме­ нее конструктивной изоляции, предусмотренной спецификацией. С У Д О ВЫЕ У С Т Р О Й С Т В А Судовые устройства судов «Таймыр» и «Вайгач» предусматривались из условий плавания в тяжелых полярных льдах в части главным о б ­ разом рулевого устройства, а также необходимости обеспечения эксплу­ атации судов в условиях необорудованных баз, в частности, разгрузки и погрузки на открытых рейдах, что относилось к якорному, грузовому и швартовому устройствам. Нельзя не отметить и того, что с большой тщательностью было предусмотрено шлюпочное устройство. Особое внимание было обращено также на устройство водонепроницаемых две­ рей в поперечных переборках, лазов в угольных бункерах, угольные гор­ ловины на верхней палубе и пр., на освещении которых остановимся. 1. Рулевое устройство, как уж е отмечалось ранее, являлось предме­ том большой дискуссии на упомянутом совещании при выработке за ­ дания на проектирование судов. В конечном счете при постройке перо руля было выполнено из литой стали по типу ледокола «Ермак», диа­ метр его баллера составлял 220 мм, диаметр шейки 200 мм1. Перо руля имело своей основой прочную литую стальную раму, укрепляемую к старнпосту на четырех петлях, диаметр штырей кото­ рых составлял 1 0 0 -7 5 мм. На конце баллера руля, выходящего на верхнюю палубу, был наса­ жен румпельный сектор с обухами для укрепления цепей, от румпеля к барабанам рулевой машинки на верхней палубе проходил штуртрос, состоящий из цепей, соединительных штанг и отводящих шкивов. Рулевая паровая машинка системы «Девис» была установлена, как уж е отмечалось ранее, в шахте светлого машинного люка. С рулевой машинкой (золотником) был соединен валиковый привод от штурва­ ла, расположенного в ходовой рубке. Таким образом, система передачи 1Там же. Л. 185. - Авт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz