Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Общее расположение, оборудование и судовые устройства судов «Таймыр» и «Вайгач» и опыт их эксплуатации в экспедиции 1910 -1915 гг.1 А. И. Д У Б Р А В И Н О БЩЕ Е Р А С П О Л О Ж Е Н И Е В целях обеспечения максимально возможного обзора при морской съемке, а также управления судном во льдах наиболее высокой палу­ бой, расположенной на средней надстройке и в то же время значитель­ но приближенной к носовой части, являлась палуба мостика главного компаса (28), где и был расположен главный судовой компас. С мости­ ка главного компаса, огражденного лишь леерными стойками, с поруч­ нями, обтянутыми тентом, был сделан сход по наружному трапу на па­ лубу командного скептика и ходовой рубки (шлюпочную палубу). Командный мостик, ограничивая носовую часть средней надстрой­ ки, был выдвинут к носовой части судна исходя из соображений у д об ­ ства управления при движении во льдах, что, впрочем, присуще всем правильно построенным ледоколам и ледокольным суднам. Командный мостик (3 1 ) был сделан открытым - по всей ширине судна он был огражден сплошь тиковыми досками. На концах мостика по правому и левому борту имелись деревянные угольники для защиты вахтенного от ветра, причем угольники были остеклены с бортов, а так­ же со стороны носовой и кормовой части судна. Палуба командного мо­ стика была сделана из тиковых досок2. 1Публикуется впервые по машинописному варианту авторской рукописи, датиро­ ванной 13 декабря 1959 г., хранящемуся в РГАВМФ. Ф. р-2234. On. 1. Д. 293. Л. 60-62, 64-65, 67-77, 92-95, 97-100. Это разделы работы «Экспедиционные гидрографические суда „Таймыр" и ,,Вайгач“», подготовленной для труда Н. И. Евгенова и В. Н. Купецкого «Научные результаты Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на судах „Таймыр" и „Вайгач" 1910-1915 гг.», но не вошедшей ни в один из опубликован­ ных его вариантов. Опущены приведенные А. И. Дубравиным номера рисунков, внесена минимальная стилистическая правка. - Сост. Ознакомление с общим расположением судов «Таймыр» и «Вайгач» приводится нами по палубам, начиная с мостика главного компаса и кончая трюмом. - Прим. автора (далее - Авт.). 2Чертеж № 5 Невского завода, транспорт «Таймыр». Верхняя палуба, подписан 10 октября 1909 г. - Авт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz