Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

398 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» Цена за постройку каждого судна определялась в 660 ОООрублей. Постройка судов выполнялась под наблюдением Морского техниче­ ского комитета. Закладка судов «Таймыр» и «Вайгач» состоялась 5 апреля 1908 г. При постройке судов впервые в России на данных судах была введе­ на, взамен ручной, пневматическая клепка корпусов, что было извест­ ным прогрессом того времени, к тому же на ледоколах. Спуск судов на воду состоялся: «Таймыра» 25 апреля 1909 г. и «Вай- гача» 24 мая 1909 г. Суда были предъявлены к сдаточным испытаниям 23 июля 1909 г. Они закончились 9 октября 1909 г. В числе испытаний предусматрива­ лось определение поперечной метацентрической высоты опытным п у ­ тем. Она составляла - 1,05 м, против спецификационной - 0,95 м. На ходовых испытаниях, проводимых на мерной миле в Финском заливе, было установлено, что суда при осадке 4,5 м развивали полный ход 10,68 узла при средней индикаторной силе машины 645 и. л. с. Рас­ ход угля на этом режиме составлял 0,91 л. с. / час, что было средним нормативом для паровых машин данного класса того времени. При экономическом шестиузловом ходе, как это было уж е выявлено во время плавания судов, расход угля составлял ок. 6 т в сутки. Таким образом, суда при проектных запасах угля в 300 т обладали длительностью плавания ок. 7000 миль. В действительности же на суда принимали дополнительный запас угля. Он размещался в бункерах во временных ящиках, устраиваемых на верхней палубе у средней над­ стройки. З А К Л Ю Ч Е Н И Е «Таймыр» и «Вайгач» были первыми ледокольными судами, при создании которых не только разработка задания на проектирование и постройка осуществлялись русскими кораблестроителями. К проекти­ рованию судов был привлечен широкий круг ученых, и обобщен опыт полярных исследований. В этом отношении создание судов явилось ценным вкладом в отечественное судостроение. Благодаря их удачному типу и надежности в значительной мере были обеспечены успех Гидро­ графической экспедиции Северного Ледовитого океана 1 9 1 0 -1 9 1 5 гг. и открытие Северной Земли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz