Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

396 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» шая В - 11,90 м, ширина по ГВЛ В - 11,20 м, осадка Т - 4,50 м, высота борта Н - 7,50 м, водоизмещение ок. 1340 т. Наряду с ледокольными свойствами «Таймыр» и «Вайгач» облада­ ли мореходными качествами. В частности, отнош ение длины судна к его ширине составляло В = 5,17, что обеспечивало при учете других свойств судна оптимально возможную его ходкость. В то время как на ледоколах, например, «Ермаке», аналогичное отнош ение составляло В = 4,45. Особенностью общей архитектуры судов являлось то, что они при сравнительно высоком надводном борту (3,0 м ) обладали открытой, без полубака и полуюта, гладкой верхней палубой, к тому же без фальш­ борта с леерными стойками. Палуба имела большую седловатость и широкие проходы у средней надстройки. Этим обстоятельством обеспечивался слив воды при накате волн во время качки. Опыт эксплуатации судов показал, что они облада­ ли еще и свойством умеренной заливаемости и забрызгиваемое™ судна. Открытая гладкая палуба судов, помимо мореходных целей, пред­ назначалась для океанографических и метеорологических работ, как то: опускание батометров, драгирование, запуск аэростатов и пр. Кроме того, предусматривался корабельный гидросамолет, который находил­ ся на борту одного из судов. Конструкция двухпалубного корпуса судна была выполнена по по­ перечной системе набора при одинаковой шпации 500 мм. Поперечных водонепроницаемых переборок восемь, из них до верхней палубы четыре и до нижней палубы четыре. Продольные переборки, имея своим основанием настил двойного дна, доводились до верхней палубы. Они были расположены в районе машинного и котельного отделений. В носовой и кормовой оконечностях имелись платформы грузовых трюмов и айс-бимсы. Всего водонепроницаемых отсеков на судне, в том числе ограничен­ ных полупереборками в угольных ямах, с водонепроницаемыми горло­ винами и лазами, было 35 без учета двойного дна. Наружная обшивка, не считая горизонтального киля, состояла из восьми поясьев. Толщина четырех днищевых поясьев составляла 12 мм, примыка­ ющий к верхнему днищевому поясу ледовый пояс 19 мм и ледовой пояс у ГВЛ 22 мм, следующий бортовой пояс 15 мм, и наконец, ширстрек 8 мм. Общая ширина пояса составляла 4,0 мм, ледовый пояс возвышался над ГВЛ до 0,9 м. В носу и корме толщина ледового пояса составляла 22 мм. Листы ледового пояса по пазам были скреплены «вглубь» на вну­ тренних планках, все остальные поясья скреплялись «внакрой». Стыки всех поясьев скреплялись на планках.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz