Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
396 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» шая В - 11,90 м, ширина по ГВЛ В - 11,20 м, осадка Т - 4,50 м, высота борта Н - 7,50 м, водоизмещение ок. 1340 т. Наряду с ледокольными свойствами «Таймыр» и «Вайгач» облада ли мореходными качествами. В частности, отнош ение длины судна к его ширине составляло В = 5,17, что обеспечивало при учете других свойств судна оптимально возможную его ходкость. В то время как на ледоколах, например, «Ермаке», аналогичное отнош ение составляло В = 4,45. Особенностью общей архитектуры судов являлось то, что они при сравнительно высоком надводном борту (3,0 м ) обладали открытой, без полубака и полуюта, гладкой верхней палубой, к тому же без фальш борта с леерными стойками. Палуба имела большую седловатость и широкие проходы у средней надстройки. Этим обстоятельством обеспечивался слив воды при накате волн во время качки. Опыт эксплуатации судов показал, что они облада ли еще и свойством умеренной заливаемости и забрызгиваемое™ судна. Открытая гладкая палуба судов, помимо мореходных целей, пред назначалась для океанографических и метеорологических работ, как то: опускание батометров, драгирование, запуск аэростатов и пр. Кроме того, предусматривался корабельный гидросамолет, который находил ся на борту одного из судов. Конструкция двухпалубного корпуса судна была выполнена по по перечной системе набора при одинаковой шпации 500 мм. Поперечных водонепроницаемых переборок восемь, из них до верхней палубы четыре и до нижней палубы четыре. Продольные переборки, имея своим основанием настил двойного дна, доводились до верхней палубы. Они были расположены в районе машинного и котельного отделений. В носовой и кормовой оконечностях имелись платформы грузовых трюмов и айс-бимсы. Всего водонепроницаемых отсеков на судне, в том числе ограничен ных полупереборками в угольных ямах, с водонепроницаемыми горло винами и лазами, было 35 без учета двойного дна. Наружная обшивка, не считая горизонтального киля, состояла из восьми поясьев. Толщина четырех днищевых поясьев составляла 12 мм, примыка ющий к верхнему днищевому поясу ледовый пояс 19 мм и ледовой пояс у ГВЛ 22 мм, следующий бортовой пояс 15 мм, и наконец, ширстрек 8 мм. Общая ширина пояса составляла 4,0 мм, ледовый пояс возвышался над ГВЛ до 0,9 м. В носу и корме толщина ледового пояса составляла 22 мм. Листы ледового пояса по пазам были скреплены «вглубь» на вну тренних планках, все остальные поясья скреплялись «внакрой». Стыки всех поясьев скреплялись на планках.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz