Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

392 Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» Экспедиция была организована в результате тяжелых уроков Р у с­ ско-японской войны. Из опыта войны вытекала необходимость освоения Северного мор­ ского пути, простиравшегося у отечественных берегов. Она была про­ диктована трагическим окончанием в Цусимском проливе перехода в чужеземных морях 2-й Тихоокеанской эскадры из Балтийского моря на Дальний Восток. - I - Выработка основных требований к проектированию судов «Таймыр» и «Вайгач» проводилась особой Комиссией под председательством В. П. Верховского. В Комиссии приняли участие: проф. А. Н. Крылов, начальник гидрографии А. И. Вилькицкий, проф. Ю. М. Шокальский, начальник управления кораблестроения Д. В. Скворцов, а также ряд ученых и полярных исследователей, в их числе участники экспедиции 1 9 0 0 -1 9 0 2 гг. на судне «Заря». Одним из первых вопросов, обсуждаемых Комиссией, был вопрос о типе каждого из двух судов, намечаемых для экспедиции. При обсуждении поднимался вопрос о создании судов с различными главными размерами, причем одно из судов предполагалось иметь в качестве лидирующего. Довольно упорно дебатировался вопрос о возможности создания деревянных, а не стальных судов по типу «Веги», «Фрама» и «Зари». После обмена мнениями Комиссия приняла, несомненно, правильное решение - создать два совершенно одинаковых стальных ледокола во­ доизмещением не более 1500 т. Такие ледоколы могли работать раздельно или совместно и обеспе­ чивать друг друга. Весьма важным соображением о создании двух одинаковых ледоко­ лов служило и то, что все запасные части главных и вспомогательных механизмов являлись взаимозаменяемыми. Последнее обстоятельство в автономном плавании имело существенное значение. Комиссия рассмотрела и ряд других вопросов, в частности, о форме корпуса, конструкции и его прочности. Выдвигалось общее требование о том, чтобы корпуса судов могли противостоять сжатию льдов, особенно при вынужденной зимовке в не защищенном от напора льда месте. Для обеспечения этого требования рекомендовалось: иметь необходимый наклон шпангоутов в целях уменьшения действующих ледовых усилий путем разложения их на вертикальную и горизонтальную слагающие; расположить нижнюю водонепроницаемую палубу ледокола возможно ближе к ГВЛ, сделать максимальную ширину ледокола выше ГВЛ, чтобы судно при сжатии льдами поднималось, а не притапливалось.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz