Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Особенности конструкции ледоколов «Таймыр» и «Вайгач»1 А. И . Д У Б Р А В И Н В 1909 г. со стапелей Невского судостроительного завода, ныне ма­ шиностроительного завода им. В. И. Ленина, были спущены на воду два ледокольных судна, получившие в дальнейшем названия «Таймыр» и «Вайгач», предназначавшиеся для Гидрографической экс­ педиции Северного Ледовитого океана. 1 Публикуется (с небольшими сокращениями и минимальной стилистической правкой) впервые по машинописному варианту авторской рукописи, датированной 25 апреля 1966 г., хранящемуся в РГАВМФ. Ф. р-2234. On. 1. Д. 304. Л. 2-10. Статья была написана по мате­ риалам доклада, сделанного автором 17 ноября 1965 г. на совместном заседании Полярной комиссии Географического общества СССР, посвященного 50-летию завершения работ ГЭС- ЛО. А. И. Дубравин послал рукопись В. Н. Купецкому для публикации в одном из изданий ГО СССР или ААНИИ, но она так и не вышла в свет. Здесь и во многих других работах «Тай­ мыр» и «Вайгач» названы ледоколами, но А. И. Дубравин отмечал, что «при разработке зада­ ния и в договорной спецификации на проектирование и постройку судов „Таймыр" и „Вайгач" они назывались экспедиционно-ледокольными пароходами для Северного Ледовитого океа­ на» (РГАВМФ. Ф. р-2234. Он. 1. Д. 293. Л. 3). Д У Б Р А В И Н А Н Д Р Е Й И В А Н О В И Ч (1898-1988). Инженер-кораблестроитель, инженер-капитан 1-го ранга (1957). В 1918-1921 гг. - красноармеец губернской военно-ииже- нерной дистанции, г. Тамбов. В 1921-1922 гг. курсант Военной инженерной школы в Ленин­ граде. В 1931 г. окончил Ленинградский кораблестроительный институт. Будучи практикан­ том, в 1929-1930 гг. принимал участие в зимовке парохода «Ставрополь» в Чукотском море. В 1931-1933 гг. - слушатель Военно-морской академии РККА им. К. Е. Ворошилова. В 1932 г. участвовал в Таймырской гидрографической экспедиции на транспорте «Таймыр». В 1933— 1939 гг. служил в Гидрографическом управлении РККФ (старшим производителем работ, помощником военного представителя, начальником кораблестроительной группы). Прини­ мал участие в строительстве первых советских гидрографических судов «Камчадал», «Ост», «Рулевой». В 1936 г. участвовал в Экспедиции особого назначения (ЗОН ) - по проводке на Дальний Восток эсминцев «Сталин» и «Войков». С 1939 г. служил в Научно-техническом комитете Наркомата военно-морского флота (НТК НКВМФ). Автор конструкции ледовой защиты боевых кораблей. С 1942 г. - начальник Отделения ледовой защиты НТК НКВМФ. В 1934-1935 и 1954-1958 гг. преподавал в Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова. Председатель секции истории судостроения НТО им. академика А. Н. Крылова, с 1968 г. - по­ четный член этого общества. Автор книг: «Самолеты в арктических условиях» (1936), «Ко­ лымский рейс парохода „Ставрополь"» (1983), многочисленных статей и ряда неопубликован­ ных работ по различным вопросам теории, практики и истории судостроения, ледокольного флота и др., а также воспоминаний (Йолтуховский В. М. Знаменитые люди Северного флота: деятели ВМФ, герои, конструкторы, исследователи Арктики, ученые, педагоги, литераторы, работники культуры. СПб., 2008. С. 118; Ресурсы сети Интернет). - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz