Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
380 З А Б Ы Т Ы Е Г Е Р О И А Р К Т И К И . Люди и ледоколы такимъ образомъ могила Беляка не была забыта. Во время печальной церемонш похоронъ, на конецъ косы npi-Ьхали на двухъ собачьихъ нартахъ чукчи и съ любопытствомъ смотрели на странныя суда, который ничего у нихъ не покупаютъ и сами не продаютъ. Имъ объяснили, что подъ крестомъ лежитъ одинъ изъ людей „менгетанге", т. е. русский, одинъ изъ слугъ „Тыркирыма", т. е. Солнечнаго Владыки, какъ они называютъ Государя Императора, и что они должны беречь могилу. Чукчи слушали съ благоговЪшемъ слова о Тыркирым-Ъ и знаками объяснили, что за могилой будутъ смотреть. Одаривъ ихъ чаемъ, саха- ромъ, спичками и табакомъ, корабли пошли вглубь бухты производить ея опись. На косе обратили на себя внимаше многочисленные следы обуви культур- ныхъ людей и остатки лЪтнихъ селешй чукчей. Надо полагать, что тутъ одинъ изъ л-Ьтнихъ рынковъ амери канской хищнической торговли. Къ тому же чукчи понимали некоторый англ1йск!я слова, ничего не зная по-русски. Обсл-Ьдовашемъ Колючинской губы закон чились работы экспедиции въ Ледовитомъ океане. Производя опись, „Таймыръ" приступилъ къ чистке одного котла, въ виду обнаруженной накипи. Было Крестъ, поставленный экспеднщей въ 1913 г. на остров'Ь Беннета въ память погибшихъ барона Толя и его спутниковъ. решено идти до Дежнева подъ другимъ, но, по вы ходе изъ губы, свежевипй ветеръ и сильныя течешя не позволили машине выгребать, нашедшая же пурга закрыла входъ въ бухту. Пришлось отдать якорь въ открытомъ море, дойдя до достаточныхъ глубинъ, и ждать сутки, пока не будетъ готовъ второй котелъ. Размахи качки во время отлива изъ бухты, когда течете ставило транспортъ бокомъ къ ветру, дохо дили до 49 градусовъ на бортъ, что на якоре—явлеше довольно необычное. Съ тревогой наблюдали за яко рями, такъ какъ, если бы они не выдержали напора ветра, то корабль бы былъ моментально прибить къ берегу, но xopomie якоря и крепюе канаты держали превосходно. На следующий день соединились съ показавшимся изъ бухты „Вайгачемъ“ и пошли къ выходу изъ Ледо- витаго океана, а вечеромъ 22 сентября прошли мысъ Дежнева. Ветеръ было стихъ, но подъ утро сталъ опять свеж еть. Въ 11 часовъ утра размахи качки дошли до 55° на бортъ, пришлось привести противъ волны и жд£.ть окончашя шторма въ море. До бухты П ровидетя оставалось миль 40. Волна, благодаря мелководью, была очень крутая. Около полночи „Таймыръ" пересталъ слушаться руля. Оказалось, что лопнула рулевая цепь, корабль медленно ставило бокомъ къ ветру, и размахи качки все увеличивались, дойдя до 59° на бортъ. Еще бы немного и корабль долженъ былъ опрокинуться, но, вотъ, съ большимъ трудомъ удалось перейти на руч ное управлеше рулемъ и вновь привести къ ветру. Ходъ, несмотря на полное число оборотовъ машины, былъ всего около узла. Въ третьемъ часу ночи скрылись огни „Вайгача", который штормовалъ по близости. Съ разсветомъ таймырцы напрасно всматри вались въ горизонтъ, „Вайгача" не было видно. Вечеромъ зыбь стала стихать, хотя ветеръ дулъ съ прежней силой—это показывало близость берега, и скоро „Таймыръ" сталъ на якорь, прикрытый отъ волнъ принадлежащимъ американцамъ островомъ св. Лавренпя. Въ установленные часы „Таймыръ" вызывалъ „Вайгача" по телеграфу, но ответа не было. Это не на шутку тревожило личный составъ. Только на следующей день около полдня получили телеграмму, что онъ тоже добрался до берега св. Лаврен- т1я. Оказалось, что штормомъ у „Вайгача" былъ сорванъ телеграфъ. Благодаря последнимъ штормамъ, морозамъ, засорешю котловъ и накипи соли въ нихъ, расходъ угля очень увеличился и остававппеся запасы не давали надежды дойти до Петропавловска. Тогда решили идти въ Америку, въ селеше Санъ-Майкель, пытаться тамъ получить уголь и чистить котлы. Санъ-Майкель, или МихайловскШ редутъ, какъ онъ назывался раньше, былъ основанъ въ 1833 году русскимъ лейтенантомъ Михаиломъ Тебеньковымъ и служилъ однимъ изъ оплотовъ русскаго владычества на Аляске и станщей Русско-Американской Компании. Въ настоящее время это конечный пунктъ речного пароходства по р ек е Юкону, черезъ него идетъ со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz