Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
378 З А Б Ы Т Ы Е Г Е Р О И А Р К Т И К И . Л ю дии ледоколы же заключается въ томъ, что два или три человека, завидя медведя, осторожно идутъ на сближеше, пока онъ не станетъ настораживаться. Какъ только онъ обратить внимаше на охотниковъ, они ложатся на ледъ и ждутъ приближешя жертвы. Медведь, не зная людей, принимаетъ черныя пятна на льду за тюле ней, и начинаетъ осторожно подкрадываться, вообра жая, что его никто не зам%чаетъ. Тутъ самообладание охотниковъ должно подпустить его какъ можно ближе, чтобы убить на месте, такъ какъ подраненый зверь уб-Ъгаетъ со скоростью добраго коня и старается спастись въ море. Плавающаго медведя тоже трудно догнать и убивать безполезно, такъ какъ вероятнее всего онъ потонетъ. Къ концу стоянки у Челюскина число убитыхъ медведей перевалило за двадцать и мясо ихъ хватило на полтора месяца. 29 августа пришелъ къ .Таймыру" „Вайгачъ", котораго стало заносить льдами у острова. На следую- ццй день было решено испробовать последнее сред ство для прохода на западъ, а именно: колоть ледъ, работая рядомъ обоими кораблями. По запасамъ угля, для обезпечешя обратнаго пути, выходило, что надо проходить въ сутки миль 10, чтобы заглянуть дальше, чемъ могла видеть береговая парт1я, и непоплатиться за это необходимостью зимовать безъ топлива. Въ 4 часа дня начали работу; рядомъ ударяли въ ледъ оба корабля и отламывали куски, которые уно сились западнымъ в%тромъ въ море, но дело подви галось медленно. На следующШ день ветеръ стихъ и началъ задувать съ другой стороны. Весь обломан ный ледъ уже оставался тутъ же и делалъ невозмож ной дальнейшую работу, такъ какъ нельзя было отходить заднимъ ходомъ, чтобы опять съ разбега ударить вь ледъ. Оказалось, что транспорты прошли всего миль пять. Тогда повернули обратно и черезъ полчаса миновали каналъ, который пробивали сутки. Потерявъ последнюю надежду на проходъ въ Европу, имея въ виду позднее время, начало морозовъ, огра ниченность остатковъ угля и необходимость чистить котлы, решили возвращаться во Владивостокъ. Выйдя изъ канала, корабли пошли къ островамъ де-Лонга. Первые два дня пришлось постепенно спу скаться къ югу, обходя встречаемые льды, но съ вечера 2 сентября море стало чистымъ. Ветеръ все свеж елъ, качка дошла градусовъ до 40 на бортъ. Скорость хода вследств1е противнаго ветра уменьши лась до 4 узловъ. Земли Санникова опять не видели, а проходили еще севернее, чемъ раньше. При этихъ услов 1 яхъ съ разсветомъ 5 сентября показался островъ Беннета, и корабли поспешили укрыться подъ его севернымъ берегомъ. Было решено, въвидахъ сбережешя угля, переждать противный ветеръ. Въ этотъ день на „Таймыре” лопнула трубка холодиль ника, въ котлы проникла соленая вода, образовалась накипь, но пока о чистке котловъ нельзя было и думать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz