Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

374 З А Б Ы Т Ы Е Г Е Р О И А Р К Т И К И . Лю ди и ледоколы Въ 1881 году де-Лонгь открылъ вторую изъ этихъ земель, названную островомъ Беннета, а въ 1885 г. баронъ Толь, ходивгшй на Котельный съ докторомъ Бунге, подтвердилъ указашя Санникова о другой земле, и, лишь посл-fe плавашя Нансена на „Фраме" и того же Толя на „Заре", въ начале нашего века стали серьезно сомневаться въ существовании ея и перестали наносить на карты. Въ этомъ году „Тай- мыръ“ проходилъ какъ разъ по тому месту, где изображалась первая земля Санникова, но никакихъ признаковъ ея не виделъ. Пожалуй, теперь можно безспорно установить ошибку Санникова и Толя. Вероятно, они приняли за землю куполообразныя об­ лака, каторыя часто представляются похожими на далеюя горы. 10 августа, черезъ двое сутокъ похода отъ Бен­ нета, транспорту открылись по курсу возвышенности Таймырскаго полуострова. Черезъ несколько времени онъ получилъ теле­ грамму „Вайгача", затемъ увиделъ за горизонтомъ его типичныя мачты и, наконецъ, и весь контуръ транспорта, который держалъ свои позывныя. Въ седьмомъ часу вечера оба стали на якорь въ бухте у западнаго берега острова Преображешя. За время раздельнаго похода „Вайгачу", хотя и не посчастливилось открыть островъ, но его плава- Hie не обошлось безъ приключенш. Описывая бухту Нордвикъ, „Вайгачъ“ обнаружилъ очень неровныя глубины; съ 10—11 саженъ оне сразу падали до 19— 20 футъ. Во избежаше посадки на камни, транспортъ делалъ шлюпочный промеръ и дальше следовалъ по найденному фарватеру, но за время одной изъ сто- янокъ на якоре вдругь сталъ медленно крениться. Оказалось, что онъ стоить на мели, такъ какъ вода при отливе ушла на 5 футъ. Переждавъ ночь, съ на- ступлешемъ полной воды, „Вайгачъ" снялся и, обо- гнувъ островъ Бегичева съ востока и севера, подошелъ къ Преображешю. На острове бегали олени, а у берега лежалъ белый медведь. Оба корабля снарядили охотничьи партш и убили двухъ медведей и одного оленя. Другого оленя охотники загнали въ воду и онъ по- плылъ въ открытое море, но былъ настигнуть и за- арканенъ со шлюпки. Такимъ образомъ, раздобылись опять свежимъ мясомъ. Первый медведь, убитый на острове генерала Вилькицкаго, уже несколько разъ шелъ на приготовлеше котлетъ команде для ужина, и съ каждымъ днемъ число скептиковъ, не желаю- щихъ есть медвежатину, уменьшалось. На вершине острова былъ найденъ кемъ-то когда- то оставленный чугунный крестъ. Онъ упалъ и ле­ жалъ на земле, сравнявшись съ ея поверхностью. Его осмотрели, очистили и поставили на томъ же м есте. На следующей день корабли приступили къ описи восточнаго берегаТаймыра. „Вайгачъ”, между прочимъ, пошелъ обследовать большую бухту въ широте около 75° съ половиной, нанесенную пунктиромъ лейтенан- томъ Харитономъ Лаптевымъ въ царствоваше Импе­ ратрицы Анны 1оанновны. О немъ известно, что 14 августа 1740 г. недалеко отъ этого места его дубель-шлюпъ „Якутскъ“ былъ раздавленъ льдами и команда принуждена была идти пешкомъ по льду на берегъ, спасая, сколько возможно, провизию и все необходимое. Противъ места крушешя его кораблика были обнаружены следы одной поварни, при входе въ заливъ—второй и въ глубине его—третьей. Д ве поварни были тщательно осмотрены экспедищей, но никакихъ указашй на то, кто были ихъ обитатели, найти не удалось. Поварни—это маленьюя избушки съ печкой, сложенной изъ камней. Строятся оне обыкновенно по одному типу изъ плавника, т. е. леса, выброшеннаго моремъ, котораго здесь достаточно, и служатъ для приготовлешя пищи и отдыха посетителей этихъ местъ. Лаптевъ пробылъ здесь больше месяца и частью осмотрелъ эту бухту, но где ея вершина, за дальностью не изведалъ. Вероятно, поварни по­ строены его командой. Бухта оказалась очень извилистой, глубоко вдав­ шейся въ берегъ. „Вайгачъ" прошелъ 15 миль, но не виделъ ея конца; затемъ, поворачивая вдоль изгиба берега, неожиданно селъ на мель. Попытки сняться собственной силой не увенчались успехомъ. Тогда, вызванный по телеграфу, „Таймыръ", вернулся къ „Вайгачу", за ночь перекачалъ отъ него пресную воду и, съ утренней полной водой, стащилъ съ мели. При завороте берега къ западу, стали встречаться сначала р едм е льды, а затемъ болышя скоплешя ихъ и, наконецъ, значительныя ледяныя поля, припаянныя- къ берегу. На льду часто видели гуляющихъ белыхъ медведей. Когда корабль подходилъ, медведь до­ верчиво шелъ навстречу до разстояшя вернаго ру- жейнаго выстрела, после чего, сраженный пулей, по­ гружался на карабль. 17 августа начали опись залива Фаддея. Относительно этого, глубоко вдавшагося въ мате- рикъ, залива существуетъ легенда, что это проливъ, выходящ 1 й на западную сторону Челюскина. Онъ еще не былъ никемъ описанъ, а потому представлялъ особый интересъ. Къ сожалешю, дойдя до глубинъ, при которыхъ „Таймыръ" часто притыкался къ мели, онъ еще не виделъ конца залива, а туманъ, дождь, снегъ и льды очень затрудняли работу. 19 августа оба ледокола, окончивши каждый съемку своего участка, встретились въ сорока миляхъ отъ Челюскина. Около берега былъ сплошной ледъ, море же было довольно чисто. Обсудивъ дальнейшая работы, пошли дальше. Былъ поднять сигналь: „Ран­ деву мысъ Челюскинъ“. Участникамъ экспедицш, избалованнымъ отсут- сгаем ъ льда въ техъ раюнахъ, где все предыдуцце мореплаватели встречали болышя скоплешя его, каза­ лось, что въ несколькихъ десяткахъ миль уже нельзя ждать большой перемены, и что черезъ неделю или две транспорты будутъ стоять въ спокойной гавани Мурмана. Но въ тотъ же вечерь оба ледокола подо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz