Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Доклад капитана 2-го ранга П. А. Новопашенного, прочитанный в Морском собрании 361 ка вышел большой медведь и направился к ним. Его заметили не сразу, и пока добежали до шлюпки, пока отталкивали ее - он был уже шагах в 10. Машинист Новиков так растерялся, что схватил крючок и, вытя­ нув его вперед, повторял, подражая выстрелам из ружья, «паф», «паф». К счастью, мотор удалось быстро столкнуть и дать ход. Положение их было действительно критическим, т. к., не рассчитывая охотиться, они не взяли с собой ружей, и, промедли они немного, неизвестно, чем бы кончилась эта встреча. Впоследствии Новиков очень жалел, что не взял на мотор фотографический аппарат, но, я думаю, он вряд ли успел бы сделать хотя бы один снимок. На той косе, где делали астрономические наблюдения, устроили о б ­ лаву на двух песцов, которые не могли никуда уйти, т. к. самая узкая часть была занята людьми. Сначала хотели их убить, но потом реши­ ли поймать живьем. Одного удалось окружить, и лейтенант Петерсен схватил его, но он так больно вцепился в руку, что был немедленно вы­ пущен. Вблизи входа в бухту были видны еще два белых медведя, за которы­ ми все следили с корабля. Когда транспорт пошел внутрь бухты, трое из офицеров отправились на шлюпке на охоту за ними. Все медведи были убиты, но достать удалось только двух. Третий, будучи ранен, забежал в воду и там был добит. Снять с него шкуру было очень трудно, а потому решили буксировать его шлюпкой. Очень жаль было бросить, а потому несколько часов выбивались из сил, но, когда шлюпку течением стало выносить в море, пришлось расстаться с ним. Бухта, в которую мы случайно попали, оказалась очень большой и извилистой. Несколько раз, подойдя ближе, находили поворот за косу. Прошли вглубь около 15 миль на одном из таких поворотов, и глуби­ на быстро начала уменьшаться с 7 до 5 саженей. Остановили машину, дали ход назад, но уже было поздно, транспорт тяжело влез на подво­ дное продолжение мыса и остановился. Для наших кораблей такие от­ мели самые опасные - их обводы сделаны с таким расчетом, чтобы они легко вылезали на лед, и они так же легко взбираются и на подводные препятствия. К несчастью, была почти полная вода, и не было никакой надежды, что судно всплывет и мы сами сойдем. Все попытки сняться с мели не увенчались успехом, и пришлось обратиться за помощью к «Таймыру». Можно было бы сняться и своими средствами, но для этого надо было выпустить пресную воду, которая так дорога для нас. Пополнить ее мы могли только со льдин, а их нигде не было видно вдоль Таймырского побережья. 11-го вечером пришел «Таймыр» и на другой день утром, приняв воду, стащил нас.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz