Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Доклад капитана 2-го ранга П. А. Новопашенного, прочитанный в Морском собрании 357 Чем ближе подходили к мысу Северному, тем плотнее становился лед. Временами мы по несколько часов оставались почти без движения, пробиваясь на полынью. Только 28-го утром нам удалось выйти на чи­ стую воду, сделав около 100 миль почти за двое суток. Дальше мы уже полным ходом шли по чистой воде вдоль берега, огибая изредка попа­ давшиеся обломки полей и отдельные льдины. Скоро мы подошли к мысу Биллингса, на котором в 1911 г. экспе­ дицией был поставлен знак. Теперь вместо него торчал только шест, и на нем развевалась какая-то тряпка. Недалеко от него стояли четыре чукотские юрты, жители которых высыпали на берег. Когда мы прохо­ дили мимо, раздалось несколько выстрелов. Трудно было решить, са­ лютуют ли нам жители или они в чем-нибудь нуждаются и просят нас остановиться. На всякий случай подошли возможно ближе к берегу и стали на якорь. Офицер отправился на шлюпке, скоро возвратился и рассказал, что наш знак свалило ветром, но что все его части целы и лежат на том же месте, где он был поставлен. Выстрелы чукчи делали для того, чтобы передать нам письмо, адресованное в Нижнеколымск. Письмо положено между двумя тоненькими дощечками, перевязанны­ ми веревкой. Сохранилось оно очень хорошо. Больше ничего не удалось узнать, т. к. объясняться с ними приходилось только жестами. Говорят, что такой способ пересылки всегда практикуется в тех местах и письма доходят вполне исправно. Если нужно отправить поскорее, то к нему привязывают перо, и тогда чукчи прилагают все старания, чтобы не за­ держать его. Факт остановки судна ради письма показывает, как добро­ совестно чукчи исполняют обязанности почтальонов. Все это заняло около 1 Vi часов. Около этого же времени мы узнали, что «Таймыр» находится в Ча- унской губе, и получили приказание идти прямо к Медвежьим остро­ вам, где и устроить охоту на оленей. До Чаунской губы мы шли по совершенно чистой воде, но едва миновали ее, как встретили сначала редкий лед, а затем настолько плотный, что с трудом выбрались из него. Пришлось отказаться от курса на Медвежьи острова и пробиваться к берегу острова Айон, где виднелась полоса чистой воды. Усиливший­ ся юго-западный ветер начал прижимать лед к берегу, и нам пришлось дать полный ход, чтобы не быть затертыми. Благополучно миновав полуостров Карчик, к вечеру увидели во льдах пароход «Ставрополь», совершающий рейс в реку Колыму. Он тоже пробивался во льду к берегу, и наши курсы сходились. Около 12 часов ночи мы прошли полынью, на которой он находился, и пошли дальше сплошным льдом. «Ставрополь» сделал попытку идти за нами, но через 50 саженей он уже остановился. Л ед все время находился в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz