Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
Доклад капитана 2-го ранга П. А. Новопашенного, прочитанный в Морском собрании 357 Чем ближе подходили к мысу Северному, тем плотнее становился лед. Временами мы по несколько часов оставались почти без движения, пробиваясь на полынью. Только 28-го утром нам удалось выйти на чи стую воду, сделав около 100 миль почти за двое суток. Дальше мы уже полным ходом шли по чистой воде вдоль берега, огибая изредка попа давшиеся обломки полей и отдельные льдины. Скоро мы подошли к мысу Биллингса, на котором в 1911 г. экспе дицией был поставлен знак. Теперь вместо него торчал только шест, и на нем развевалась какая-то тряпка. Недалеко от него стояли четыре чукотские юрты, жители которых высыпали на берег. Когда мы прохо дили мимо, раздалось несколько выстрелов. Трудно было решить, са лютуют ли нам жители или они в чем-нибудь нуждаются и просят нас остановиться. На всякий случай подошли возможно ближе к берегу и стали на якорь. Офицер отправился на шлюпке, скоро возвратился и рассказал, что наш знак свалило ветром, но что все его части целы и лежат на том же месте, где он был поставлен. Выстрелы чукчи делали для того, чтобы передать нам письмо, адресованное в Нижнеколымск. Письмо положено между двумя тоненькими дощечками, перевязанны ми веревкой. Сохранилось оно очень хорошо. Больше ничего не удалось узнать, т. к. объясняться с ними приходилось только жестами. Говорят, что такой способ пересылки всегда практикуется в тех местах и письма доходят вполне исправно. Если нужно отправить поскорее, то к нему привязывают перо, и тогда чукчи прилагают все старания, чтобы не за держать его. Факт остановки судна ради письма показывает, как добро совестно чукчи исполняют обязанности почтальонов. Все это заняло около 1 Vi часов. Около этого же времени мы узнали, что «Таймыр» находится в Ча- унской губе, и получили приказание идти прямо к Медвежьим остро вам, где и устроить охоту на оленей. До Чаунской губы мы шли по совершенно чистой воде, но едва миновали ее, как встретили сначала редкий лед, а затем настолько плотный, что с трудом выбрались из него. Пришлось отказаться от курса на Медвежьи острова и пробиваться к берегу острова Айон, где виднелась полоса чистой воды. Усиливший ся юго-западный ветер начал прижимать лед к берегу, и нам пришлось дать полный ход, чтобы не быть затертыми. Благополучно миновав полуостров Карчик, к вечеру увидели во льдах пароход «Ставрополь», совершающий рейс в реку Колыму. Он тоже пробивался во льду к берегу, и наши курсы сходились. Около 12 часов ночи мы прошли полынью, на которой он находился, и пошли дальше сплошным льдом. «Ставрополь» сделал попытку идти за нами, но через 50 саженей он уже остановился. Л ед все время находился в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz