Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Сообщение, сделанное капитаном 2-го ранга Б. А. Вилькицким в Морском собрании 337 Б У Р ЕНИЕ Л Ь Д А Оставшиеся на корабле занялись бурением льда для определения его толщины, вели обычные наблюдения, охотились на белых медведей, которые тут подходили к стоянке корабля довольно часто. Лед оказался толщиной от 3 до 5 футов. П О П Ы Т К А П Р О Б И В А Т Ь С Я Вечером следующего дня партия вернулась, побывав на Челюскине и пройдя еще дальше. Противоположной границы льда она не видела, не видела и утешительной синевы на небе, обозначающей чистую воду за горизонтом. В этот день, 29 августа, подошел к нам «Вайгач». На следу­ ющий день, подсчитав запасы угля и принимая во внимание наблюдения береговой партии, было решено попробовать колоть лед, работая обоими кораблями. Для обеспечения обратного пути выходило, что надо прохо­ дить в сутки миль 10, чтобы заглянуть дальше, чем могла видеть берего­ вая партия, и не поплатиться за это любопытство необходимостью зимо­ вать без топлива. В 4 часа дня начали работу. Рядом ударяли в лед оба корабля и от­ ламывали куски, которые западным ветром уносило в море, но работа продвигалась медленно. На следующий день ветер стих и начал заду ­ вать уж е с другой стороны. Весь обломанный лед уж е оставался тут же и делал невозможной дальнейшую работу, т. к. нельзя было отходить задним ходом, чтобы опять с разбега ударить в лед. Оказалось, что за сутки мы прошли только миль пять. Тогда повернули к выходу и в пол­ часа прошли тот канал, который пробивали сутки. Р ЕШЕ Н И Е В О З В Р АЩ А Т Ь С Я ВО В Л А Д И В О С Т О К Отсутствие надежды на проход на запад ввиду позднего времени, на­ чала морозов, ограниченности остатков угля и необходимости чистить котлы побудило меня повернуть во Владивосток. П Р И Х О Д К Б ЕННЕ Т Т У Выйдя из канала, мы пошли дальше, располагая курсы к островам Де- Лонга с целью попутного определения границы льда. Первые два дня при­ шлось постепенно спускаться к югу, обходя встречаемые льды, но с вечера 2 сентября море стало чистым, ветер все свежел, доходил до 5 - 6 баллов, а качка градусов до 40 на борт. Скорость хода вследствие противного ветра упала до 4 узлов. Земли Санникова опять не видели, хотя проходили еще севернее, чем раньше. При этих условиях с рассветом 5 сентября мы уви­ дели остров Беннетта и поспешили укрыться под его северным берегом. Было решено в целях сбережения угля переждать противный ветер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz