Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Сообщение, сделанное капитаном 2-го ранга Б. А. Вилькицким в Морском собрании 329 вершенно неизвестно, насколько доступен он для судов. Глубины вхо­ да оказались 4 - 5 саженей, а длины увеличивались, льды встречались лишь в самой узкости прохода, залив был чист. «Таймыр» обошел залив вокруг, и только юго-западная его часть оказалась более мелководной и близко к берегу не подпускала. ОП Я Т Ь Л Ь Д Ы . П Р И Е М К А П Р Е С Н О Й ВОДЫ 29 июля, выйдя из Чаунской губы, «Таймыр» вошел в сплоченный лед при глубинах от 3,5 до 5 саженей. Пришлось пробиваться передним и задним ходом, иногда становиться на якорь, ожидая помощи ветра. Пользовались этим временем для приема пресной воды из больших льдин с озерками из талого снега. Озерки попадались таких размеров, что с одной льдины можно было принять около 200 тонн воды. Так про­ бивались мы четыре дня, только 2 августа удалось выбиться на чистую воду. Тогда прибавили ход и пошли догонять «Вайгач», который с про­ мером ушел дальше. П О Л О М К А Т Е Л Е Г Р А Ф А . С О Е Д И Н Е Н И Е С « В А Й Г А Ч О М » И Р А З Д Е Л Ь Н Ы Й П О Х О Д 3 августа у нас пробило обмотку мотора беспроволочного телегра­ фа. Починить судовыми средствами оказалось невозможно. Прини ­ мая телеграммы «Вайгача», мы не могли на них отвечать, но «Вайгач», потеряв связь, повернул, как было условлено, к нам. Приблизившись друг к другу, мы стали на якорь в открытом море милях в 50 от бер е­ га, где глубина была всего 9 саженей. О бсудив дальнейшие действия, опять разошлись. «Вайгачу» было предлож ено идти выполнить по­ полнение промера малых глубин вдоль берега до Лены, а «Таймыр» пошел на север для гидрологического разреза и наблюдения границ льдов. Было назначено рандеву через шесть дн ей у острова Преобра­ жения. Для исправления телеграфа реш ено было попробовать зам е­ нить испорченную часть мотором воздушного насоса, рассчитанным на меньшее число оборотов и другую нагрузку. Установка была сдела­ на и дала хорошие результаты. М Е Л К О В О Д Ь Е У Н О В О Й С И Б И Р И 4 августа мы начали встречать редкие льдины, попадались отдель­ ные полосы и поля длиной больше мили и много плавника. Огибая все препятствия с запада, считая себя милях в 3 0 - 4 0 от острова Новая Сибирь, мы пришли на глубины в 19 футов, сидя носом столько же. Повернули на запад, приходили опять на малые глубины, искали вы­ ход по другим румбам - всюду притыкались к мелям. Весь следующий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz