Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Давыдов Б. В. Плавание и работы Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1911 г. 317 кими, переходя за Колючинской губой уж е в отдельные, расположен­ ные кое-где по береговой черте юрты. Равным образом с удалением от американского берега уменьшаются благосостояние, обеспеченность продовольствием и развитие чукчей. К нам они относились всегда д о ­ брожелательно, зачастую помогая при разгрузке шлюпок; наши бере­ говые работы их, по-видимому, очень интересовали, как возбуждали большое любопытство и суда экспедиции, куда они являлись при вся­ кой к тому возможности. Много, много можно было бы еще рассказать об образе жизни, обычаях и правах этих обитателей нашего Крайнего Севера, да это заведет меня слишком далеко, и я отклонюсь от прямой цели своей статьи. Итак, вернемся к экспедиции, вспомнив, что 11 августа она вошла в Северный Ледовитый океан и в ожидании более благоприятной для производства работ погоды остановилась по северную сторону мыса Дежнева. На третий день стоянки наши ожидания увенчались усп е­ хом, и 13 августа рано утром мы снялись с якоря. Напомню еще раз, что одной из основных задач экспедиции является ведение морской съемки, опорными пунктами для которой служат места астрономиче­ ских наблюдений. Н ужно ли поэтому говорить, с каким напряженным вниманием приходилось следить за состоянием изменчивого, крайне скудного яркостью северного неба? С рассвета и до наступления темно­ ты транспорты обыкновенно были на ходу, становясь ночью на якорь. Во время этих остановок делались астрономические и магнитные на­ блюдения и определялись направления и скорости течения. Съемка производилась в строе пеленга1; ближайшим к берегу шел «Таймыр» с работами по ведению основной описи и более частым судовым про­ мером; «Вайгач» делал параллельный галс, получая таким образом вто­ рую, более удаленную от берега линию глубин. Такое распределение работ позволяло сразу приблизительно судить о рельефе дна океана с тем, чтобы в подозрительных случаях на обратном пути произвести дополнительные обследования. От мыса Дежнева до мыса Сердце-Ка­ мень берег высокий и обрывистый; отроги высот, лежащих внутри ма­ терика, здесь близко подходят к береговой черте. В дальнейшем харак­ тер берега резко меняется; возвышенности уходят все дальше и дальше от моря, а берег становится песчаным, низким и изобилует лагунами, по-видимому, не изменяясь с переходом в Колючинскую губу. Нельзя сказать того же про западный берег последней: он, кажется, довольно высок и в северной своей части оканчивается высоким скалистым мы­ сом Онман. При подходе к последнему было обнаружено счислением 1«Строй, при котором угол строя есть любой заданный угол между 0° и 180°» (Са­ мойлов К. И. Морской словарь. Т. 2. О - Я. M.-JL, 1941. Ст. 367). - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz